Вот что, пожалуй, является настоящей «визиткой» любого американского политического демагога – так это щепетильность в терминах и привычка к ним цепляться.
Казалось бы, с чем еще можно сравнивать нынешние двусторонние российско-американские отношения? Аналогия напрашивается сама собой – холодная война, разве что без гонки вооружений.
Но есть в российской, да и в американской элите персонажи, которые предпочитают не будить воспоминания и обозначить нынешнюю фазу «перезагрузки» как «худой мир». И среди сторонников такого определения – сам Барак Обама.
«Нет, это не новая холодная война. Это очень специфический вопрос, связанный с нежеланием России признать, что Украина должна определять собственный путь», – так 44-й американский президент парировал вопрос журналистов о том, не считает ли он, что между Россией и США нынче идет настоящая холодная война.
При этом вряд ли сия мысль пришла задающему такой вопрос журналисту спонтанно. Разумеется, американское экспертное сообщество установило такую аналогию и прямо, без обиняков, вещает о своем открытии в СМИ. Насколько сделанная Обамой поправка изменит что-либо по этой части – вопрос, конечно, риторический, но зато сам факт оговорки чертовски интересный.
Непризнание очевидных вещей – это вообще развившийся в последние недели и месяцы тренд американской верхушки. Мы «угораем» над простодушной Джен Псаки, а ведь можно понять ее плохо затаенную обиду. Да не дура она – просто не ей определять политические тренды. В какой аквариум поместили, в том и плавает...
Уклонение от сути, вольная трактовка понятий и фактов – это же фирменная политическая риторика американской администрации, которая – случайно или нет – оказалась перенесена во внутриполитическое пространство. Ну что ж, раз то, что всем и так понятно, называется отныне «очень специфическим вопросом» – есть смысл нам внести соответствующее дополнение в словари к статье о холодной войне. Пригодится.
Неожиданное заявление американского лидера в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал политолог, главный редактор журнала «Геополитика» Леонид Савин:
– Дело в том, что нынешние двусторонние российско-американские отношения окрестили «новой холодной войной» или «холодной войной 2.0» именно авторитетные американские эксперты. И то, что Обама как бы имеет на сей счет свою точку зрения, свидетельствует прежде всего о его попытке сохранить хорошую мину при плохой игре.
Хотя, конечно же, есть фактическая разница между тем, что было в отношениях между США и СССР полвека тому назад, и тем, что мы имеем сейчас. Все же тогда имел место быть биполярный мир, тогда действовал Варшавский договор как серьезный противовес НАТО. Хотя можно сказать, что и сейчас начали появляться некие признаки многополярного мироустройства – Китай, блок БРИКС, да и вообще все больше сильных игроков на мировой арене проявляют желание как-то переформатировать международные отношения, которые (и это не только мое мнение) очевидно заходят в тупик именно по вине Соединенных Штатов и их сателлитов.
– В итоге какой прогноз можно дать нашим двусторонним отношениям?
– Я думаю, что если мы будем следовать своей логике и продолжать ту политику, которую ведем, то двусторонние российско-американские отношения будут, конечно, лишь ухудшаться, поскольку у США имеется прямо противоположная относительно нашей точка зрения на мироустройство. И эту точку зрения они готовы всячески отстаивать, не считаясь со средствами, среди которых – разнообразные способы давления на высшее руководство Российской Федерации.
Собственно, вводимые ими санкции – один из таких способов. «Программа-максимум» – спровоцировать массовое недовольство граждан, организовать госпереворот и поставить во главе государства своего ставленника.