Как бы ни ругали сегодня Китай с его падающей экономикой, для России это пока единственный вариант достойной замены США и Евросоюза. По крайней мере, на то время, пока собственная экономика не окрепнет, во что очень хочется верить.
В последнее время все чаще приходится слышать, что американские и европейские санкции лишь подталкивают Россию на сближение со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Штатам этого уж точно не нужно, но тут уж как в поговорке про двух зайцев.
Однако и азиатские страны зря времени не теряют. Пока американские платежные системы Visa и MasterCard натужно решают, стоит ли им валить из России, китайская China UnionPay и японская JCB вовсю ведут переговоры с крупнейшими российскими банками. Пока о готовности обслуживать карты этих платежных систем заявили «Альфа-банк», «Бинбанк», ВТБ24, «Газпромбанк» и «Промсвязьбанк». До конца года эти банки обещаются начать эквайринг (прием к оплате платежных карт в качестве средства оплаты товара) карт China UnionPay и JCB.
Но это будут лишь первые ласточки. В ближайшие три года Поднебесная рассчитывает увеличить число карт China UnionPay до 2 миллионов штук. Об этом в июле заявил представитель китайской платежной системы Фан Жигуанг, выступая на Санкт-Петербургской международной банковской конференции. По его словам, за последнее время у China UnionPay появилось 30 новых партнеров из числа крупных и средних отечественных банков. Он рассказал, что уже выпущено несколько десятков тысяч карт China UnionPay.
По данным самой системы, в России на этом поприще подвязались 19 банков. Информация есть только о «МТС-банке» и «Восточном экспрессе». Первый из них эмитирует карты China UnionPay исключительно для Дальнего Востока, второй – только для своих сотрудников. При этом карты китайской системы принимают банкоматы ВТБ24, «МТС-банка», «Росбанка», банка «Русский стандарт» и «Ситибанка». ВТБ24 рассчитывает до конца года начать эквайринг в торговых точках. А «Альфа-банк» обещает запустить интернет-эквайринг China UnionPay, но лишь для «Аэрофлота». Сейчас схожая схема работает для карт JCB.
Так или иначе, система сможет прижиться лишь при условии полномасштабной эмиссии, для которой необходима система приема карточных платежей. По словам директора аналитического департамента компании United Traders Михаила Крылова, закупить оборудование для UnionPay будет несложно, но это дело не месяца-двух, а, скорее, года: процессинг перестраивается постепенно: «Сложнее будет с внедрением JCB, в основе которой – бесконтактные чипы. Для них необходимо новое оборудование».
Но российские банкиры пока и сами не торопятся выпускать карты под азиатские платежные системы. «Делать эмиссию China UnionPay и JCB пока не имеет смысла, так как достаточной инфраструктуры у них в России нет. Платежные системы это достаточно быстро поняли и начали наращивать свою инфраструктуру по приему карт, – рассказал топ-менеджер одного из крупнейших банков-эквайеров. – Учитывая, что банки уже понесли основные расходы, купив банкоматы и терминалы, для платежной системы инвестиции по выходу на рынок трехкопеечные». По словам банкира, после того как инфраструктура China UnionPay и JCB будет хоть как-то сопоставима с нынешней инфраструктурой основных сегодняшних игроков, можно будет обсуждать экономическую целесообразность эмиссии карт китайской и японской платежных систем.
Но лиха беда начало. Банкирам сейчас важнее подготовить запасной плацдарм. Хотя бы для того, чтобы знать: альтернатива есть. «Американские финансовые институты сделали фатальную ошибку весной 2014 года, посеяв у контрагентов серьезные сомнения в своей надежности, – рассуждает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. – Как следствие – были сняты прежде всего психологические барьеры в головах и властей, и финансистов, и российские банки стали активно искать возможности кооперации с коллегами вне США и ЕС».
Впрочем, не только российские банки присматриваются к китайской финансовой системе. Стремясь диверсифицировать риски, «Норильский никель» перевел часть своей наличности в гонконгские доллары. Примеру металлургов последовал и «Мегафон»: сотовый оператор около 40% оборотного капитала также перевел в гонконгские доллары, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на сообщение финансового директора компании Геворка Вермишяна.
«Чем больше принимается маразматических по сути санкций, тем больше банков и компаний будут вовлекаться в данный процесс», – говорит Дмитрий Адамидов. При этом эксперт сомневается, что гонконгский доллар или юань совсем вытеснят доллар США или евро из валютных резервов на общенациональном уровне. Однако частичного перераспределения вложений не миновать.
Схожее мнение высказал и Михаил Крылов: «Полный отказ от долларов США маловероятен. Во-первых, если компании не попадают под санкции, это ни к чему. Во-вторых, даже если могут попасть, гонконгский доллар в разы менее ликвиден, чем доллар США; это почти экзотическая валюта».
Как бы там ни было, на первых порах России важно показать, что замена доллару и американским платежным системам есть. Понятно и то, что пока карты China UnionPay и JCB могут быть интересны в Дальневосточном регионе, но свою нишу национального рынка они, безусловно, займут. Примерно 3-5% по итогам 2015 года мы вполне можем ожидать, полагает Дмитрий Адамидов. А это не так мало.