Фото: REUTERS/Yannis Behrakis
Зампред комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Михаил Дегтярев (ЛДПР) готовит законопроект о внесении изменений в федеральный закон «О беженцах». Поправки направлены на внесение в законодательство регламента приема в стране военнослужащих иностранных регулярных армий, попросивших убежища на территории РФ по причине несогласия с политикой собственного правительства и считающих отдаваемые им приказы не сопоставимыми с их моральными принципами. Во многом новые нормы закона будут направлены на поддержку военнослужащих соседней Украины, которые уже не раз отказывались выполнять приказы, угрожающие мирному населению.
Законодатель предлагает установить четкую процедуру проверки перешедших на территорию России военнослужащих на причастность к преступлениям против мирного населения. При отсутствии информации о преступлениях против мирного населения и желании военнослужащего остаться на территории РФ депутат предлагает наделить его правами большими, чем обычных беженцев.
В частности, предлагается предоставить таким лицам право выбора региона для проживания, право на получение финансовой поддержки при аренде жилья, право на государственную оплату переобучения или получения высшего образования на территории России, на государственную поддержку при поиске первого места работы, на защиту от возможного преследования, в том числе на смену имени и фамилии без дополнительных оснований.
— Законодательное декларирование прав военных позволит создать условия, когда голодные и запуганные малороссийские солдаты будут знать свои перспективы в России и смогут отказаться от выполнения преступных приказов командования карательной операции, — пояснил свою инициативу Михаил Дегтярев. — Это поможет им избежать неконституционного трибунала в своей стране, а в России получить необходимые условия для адаптации. Вместе с этим понизится и угроза для мирных граждан на востоке Украины.
Ярким примером, по словам Дегтярева, можно считать поступок адмирала Дениса Березовского, который отказался подчиняться незаконным властям Украины и, перейдя на сторону России, стал замкомандующего Черноморским флотом России.
Как отметил законодатель, уже не раз на востоке Украины, где продолжаются столкновения между нацгвардией и регулярными частями, с одной стороны, и ополченцами — с другой, военнослужащие отказывались выполнять приказы, которые представляли угрозу жизни мирного населения.
При этом отказ от приказа грозит военнослужащим возбуждением уголовного дела и трибуналом или, как в одном из случаев, расправой со стороны добровольческих батальонов нацгвардии, деятельность которых расследует СКР на причастность к преступлениям против мирных граждан.
В начале августа в Ивано-Франковске был осужден на 5 месяцев лишения свободы один из военнослужащих, который отказался направиться на восток страны для борьбы с ополчением.
— У призывников, которые не хотят воевать со своим народом по приказу Киева, в таких условиях есть выбор — отказаться от выполнения приказов и оказаться за решеткой или перейти в Россию и попросить убежища, — сказал Дегтярев. — При этом есть проблема, что они не знают того, что ждет их в России, — и многие опасаются перехода.
4 августа российские пограничники предоставили 438 украинским военным гуманитарный коридор в Россию, чтобы те смогли выйти из окружения ополченцев и сохранить жизни. Часть солдат вернулась на Украину, большая часть осталась в России в специально созданном для них временном лагере.
По мнению члена комитета ГД по обороне Виктора Водолацкого, в случае с группой украинских военных, которым позволили вернуться на Украину, Россия должна была принимать более жесткие меры.
— Мы дали этим солдатам выйти из окружения, создав коридор. Через день часть из них вернулась на Украину снова воевать. Такого мы позволять не должны. А для тех, кто прибыл в Россию и перешел к мирной жизни в нашей стране, должны создаваться все необходимые условия, — сказал Водолацкий.
Бывший замкомандующего федеральными силами на Северном Кавказе Борис Подопригора заметил, что в истории не редки случаи, когда страна предоставляет убежище военным из соседнего государства.
— Что касается коридора для 438 солдат Украины, то мы не могли им отказать, так как не находимся с ними в состоянии войны. Не пожелавших остаться в России мы не имели никакого права удерживать, — рассказал Подопригора. — В истории есть почти аналогичный пример, когда во второй половине 1993 года часть военных Афганистана перешла на территорию Таджикистана. Среди них было 12–15 генералов. Позже часть осталась в Таджикистане, часть даже перебралась в РФ, а некоторые вернулись и подверглись преследованиям на родине. Как мне кажется, и украинцы, которые вернулись сейчас к себе, будут иметь проблемы.