Заблокированные в приграничных с Россией районах Луганской области украинские военные с боем прорвались к основным силам, задействованным в операциях против донбасских повстанцев. 165-километровый наземный участок границы, таким образом, вернулся под полный контроль ополчения. Без эффективного контроля над границей украинская армия не сможет разрушить коммуникации повстанцев, которые получают из России гуманитарную помощь, бронежилеты, приборы ночного видения и прочую амуницию, а также, как утверждает Киев, оружие. А без этого украинским силовикам не удастся начать штурм Донецка и Луганска, находящихся в полуокружении.
Бойцы 72-й и 79-й аэромобильных бригад Вооруженных сил Украины отступили от границы с Россией и соединились с основными силами, задействованными в антитеррористической операции (АТО), в районе кургана Саур-Могила. Об этом объявил в пятницу информационно-аналитический центр Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО).
«Вчера, после трехдневного боя украинские части, задействованные в обороне государственной границы на юго-востоке Луганской области, вышли на соединение с основными силами АТО в район Саур-Могилы и Амвросиевки», — указывается в сообщении СНБО.
Источник издания «ЛІГАБізнесІнформ» в командовании операции рассказал, что операция по прорыву котла, в который более месяца назад попали наступавшие на позиции луганских ополченцев с юга армейские части, проводилась одновременно с двух сторон. На курган Саур-Могила, стратегическую высоту в 25 км от границы Луганской и Донецкой областей и всего в 5 км от государственной границы, наступали основные части. Навстречу им прорывали котел осажденные части — отдельные подразделения 72-й и 79-й бригад, 51-й и 24-й механизированных, а также 3-й отдельный полк спецназа Генштаба ВС Украины. Вместе с военными из окружения в районе Должанского, Дьяково и Краснопартизанска вышли также остававшиеся там пограничники.
В ходе прорыва, по данным главреда издания «Цензор.нет» Юрия Бутусова, погибли пять сотрудников Госпогранслужбы и трое солдат. Из окружения вышли в общей сложности более тысячи человек.
Как утверждает источник «ЛІГАБізнесІнформ», боевую технику, которая не могла быть задействована в прорыве, украинские силовики уничтожили. Сообщество «Сводки от ополчения Новороссии» (выступает как полуофициальный источник информации из стана повстанцев) эту информацию опровергает со ссылкой на представителей ополченцев. По их данным, командиры окруженных военных и командование повстанцев достигло договоренности о выводе тяжелораненых и контуженных силовиков в обмен на передачу ополченцам артиллерийских систем и систем залпового огня, ЗРК «Оса» и боевую технику. О судьбе боевой техники в официальных сообщениях из Киева не говорилось.
Ранее часть окруженных украинских военнослужащих выбралась из котла через территорию России. В ночь на понедельник на территории России вынуждены были, сложив и уничтожив свое оружие, просить убежища 438 украинских пограничников и военнослужащих, дислоцированных в районе Зеленополья. В тот же день через другой пункт пропуска, «Весело-Вознесенка», на территорию Украины вернулись 180 человек, два дня спустя — еще 192 человека. В четверг через тот же пункт пропуска на украинскую территорию перешли еще 48 силовиков, спасавшихся от постоянных артиллерийских обстрелов. Были ли среди них четверо военных, которых по данным Интерфакса, российские правоохранители обвинили в причастности к обстрелам российского КПП «Гуково» и задержали, осталось неизвестным.
Граница открыта
Уход военных и пограничников из котла означает восстановление полного контроля ополчения над украинско-российской границей на участке протяженностью в 165 км, от Дьяково до Изварино (севернее граница проходит по фарватеру реки Северский Донец). При этом для украинских военных удержание границы считалось последние два месяца стратегической задачей, утверждали военные эксперты, к которым обращался РБК. В ходе удачного для правительственных войск наступления в первой половине июня им удалось взять под контроль более 250 км границы — у ополченцев оставались лишь три пограничных пункта: «Должанский», «Изварино» и «Краснопартизанск». Все они были взяты силовиками в начале июля и удерживались до 1 августа — все это время расположения украинских войск подвергались массированному артиллерийскому и минометному обстрелу со стороны ополченцев. Лишь неделю назад правительственные силы были отведены от всех пунктов пропуска. Они были отведены на «новые безопасные рубежи», подтвердил представитель СНБО Андрей Лысенко. После того как КПП перешли под контроль повстанцев, они возобновили работу, были открыты также пункты пропуска с российской стороны, подтвердил в пятницу замгубернатора Ростовской области Вадим Артемов.
Из России ополчение получает значительную помощь, как гуманитарного характера, так и негуманитарного. За получение последней в самопровозглашенной Донецкой народной республике отвечает активист незарегистрированной российской Национально-демократической партии Александр Жучковский. Поддержка из России продолжает идти, подтвердил он в среду «Газете.Ru». Как утверждает официальный Киев, из России ополчение получает не только амуницию (представители ДНР и ЛНР в Москве просят отправлять им также бинокли, приборы ночного видения, камуфляж, каски, бронежилеты и рации), но также и тяжелое вооружение, включая артиллерию и танки. Граница проницаема и для лидеров повстанцев: их руководство, включая председателя парламента конфедерации самопровозглашенных республик Олега Царева и ушедшего накануне в отставку премьера ДНР Александра Бородая, регулярно появлялось в Москве.
Без изоляции ДНР и ЛНР от границы с Россией «бои будут иметь затяжной и кровавый характер», объяснял РБК во вторник украинский военный эксперт Константин Машовец. Штурм Донецка и Луганска, на чьи окраины правительственные войска вышли уже несколько недель назад, в таких условиях вообще будет малоосмысленным, подтверждал его слова российский военный эксперт Виктор Мураховский. «Для этого потребуется изолировать районы [будущих боевых действий]», — уверен он. Пока эта задача не выполнена, у украинской стороны «не хватит ни сил, ни средств» для ведения боев в городских условиях.
Александр Артемьев