«Каждый год дополнительного обучения увеличивает на полтора года продолжительность жизни по достижении 35 лет». «Смертность среди людей со средним
Многие исследователи, представляющие разные сферы деятельности и разные страны, анализировали влияние уровня образования и пришли к выводу и тесной связи между образованием и
И это наблюдается не только по одну сторону Атлантики. Несколько лет тому назад ученые из Института Гранады опубликовали доклад с целью перераспределения медицинского обслуживания, где указывалось, что люди с более низким образовательным уровнем реже посещают врачей.
А взаимосвязь между продолжительностью обязательного школьного обучения и продолжительностью жизни, которую обнаружила Льерас-Муней в США и Доминиканской Республике, описывается также в аналогичных исследованиях, проведенных в Швеции, Дании, Англии и Уэльсе.
Почему? Как продолжительность обучения влияет на продолжительность жизни? Директор стэндфордского Центра изучения
Хавьер Салинас (Javier Salinas), заведующий кафедрой экономики и финансов в мадридском Автономном университете, исследовавший взаимосвязь между образованием и индивидуальным благосостоянием, поясняет, что теория человеческого капитала рассматривает образование в качестве капиталовложения в личное благосостояние, поскольку оно увеличивает шансы на рынке труда, сохранить рабочее место, получить продвижение по службе и повышение зарплаты. Оно также сокращает время на выполнение рутинных заданий и расширяет участие в принятии важных решений, оказывая положительное влияние на здоровье.
С совершенно иной точки зрения рассматривает вопрос Мануэль Мартин Лоэчес (Manuel Martín Loeches), заведующий отделом познавательной нейронауки в центре UCM-ISC3 по изучению эволюции и поведения человека. Он утверждает, что в нашей цивилизации людям с образованием удается добиться положительных изменений в социальном и биологическом плане, потому что образование предоставляет более широкие возможности для решения жизненных проблем, лучшего трудоустройства, больших доходов и лучшего социального положения. «Все это очень важно, потому что мы существа в высшей степени социальные, и если у тебя хорошее положение в группе, то ты найдешь себе лучшую пару, обладающую хорошим здоровьем, а это в свою очередь даст обильное и здоровое потомство».
Адриана Льерас-Муней считает, что люди с более высоким образовательным уровнем обладают и большим доступом к информации и, как следствие, первыми узнают о научных новинках и медицинских рекомендациях. «Они первыми узнали о вреде табака, а также о том, насколько важно пристегивать ремень безопасности в автомобиле. Кроме того, они быстрее воспринимают информацию, им легче осознать новые веяния и изменить свое поведение, потому что они хотят сохранить свое здоровье и продолжать наслаждаться радостями жизни (активный досуг, отношения с другими людьми и т.д.), которые, по их мнению, того стоят», — продолжает исследователь.
Однако все эти экономические и социальные доводы о том, что благодаря образованию мы живем дольше и лучше, похоже, теряют убедительность в свете исследования долголетия, проведенного неврологом Дэвидом Сноудоном (David Snowdon) среди группы монахинь. Все они поступили в монастырь в возрасте около 20 лет и до конца своих дней жили на одни и те же средства, в одной и той же обстановке, с тем же самым рационом, одними и теми же повседневными обязанностями, пользовались одними и теми же медикаментами. Сноудон отметил, что монахини, имевшие более высокий образовательный уровень при поступлении в монастырь (исследователь составил свое представление об этом по знанию грамматики, орфографии, сложности фраз, которые они использовали при написании автобиографий, когда принимали постриг), жили лучше, дольше и в меньшей степени были подвержены болезни Альцгеймера.
Одно из объяснений приведенных данных заключается в том, что люди с более высоким уровнем образования поддерживают мозг в постоянной активности, обновляют свои нейроны и легче переносят процесс старения. Однако есть и те, которые объясняют это процессом естественного отбора: не образование меняет людей, делая их более здоровыми и продляя им жизнь, а те, кто рождаются более умными и здоровыми, в итоге получают лучшее образование. Так что же все-таки было вначале: яйцо или курица?
Что бы ни было первопричиной, все признают наличие очевидной связи между уровнем образования, материальным благосостоянием, уровнем смертности и состоянием здоровья людей. Как считают многие исследователи, именно отсюда вытекает прямая взаимосвязь между уровнем образования и удовлетворением – физическим и умственным, которую выражают формулой «чем выше образование, тем больше счастье». Некоторые объясняют биологическими реакциями организма: когда человек учится, он получает удовольствие, поскольку сам процесс обучения стимулирует выработку дофамина, нейромедиатора, вызывающего чувство удовольствия и активизирующего нейроны, что, в свою очередь, положительно сказывается на умственном состоянии. Некоторые связывают образование со счастьем, заявляя, что обучение – это всегда вызов, а преодоление трудностей является стимулом, который положительно воздействует на человеческий мозг и вызывает чувство удовлетворения.
Исходя из своих наблюдений, профессор Льерас-Муней утверждает, что люди с более высоким уровнем образования обладают большими способностями планировать свое будущее и управлять своими эмоциями, так что в итоге у них складываются более успешные и полноценные отношения с окружающими: уровень разводов и депрессивных настроений среди них значительно ниже, отмечает она, что в итоге может привести к повышению уровня их удовлетворенности. «Если под большей образованностью понимается развитие способностей и навыков по решению проблем, то наверняка в долгосрочной перспективе это будет означать и большее удовлетворение, поскольку эти навыки позволят эффективно противостоять неожиданным жизненным ситуациям и тем сложностям, которые ставит перед ними действительность», — считает Габриэла Топа (Gabriela Topa), профессор социальной психологии и психологии организаций Национального университета заочного образования (UNED). Но при этом она отмечает, что речь идет не о прямой взаимосвязи – «образование никому не гарантирует того, что он будет счастливым», а о косвенной: «Если у тебя больше способностей и средств, то ты сможешь лучше прожить жизнь во всех ее проявлениях, включая сложности, болезни и смерть».
Хавьер Салинас обращает внимание на то обстоятельство, что соотношение образование-счастье не является механическим и не всегда работает. «Образование расширяет ту совокупность благ, которыми может пользоваться человек, так что чем выше образовательный уровень, тем выше способность оценки ценностей, творческой и стимулирующей деятельности, тем выше благосостояние. Но уровень образования неуклонно рос после Второй мировой войны, и несмотря на это, люди ощущают все более высокий уровень субъективного благосостояния», — считает ученый. По его мнению, объяснение состоит в том, что более высокий образовательный уровень может дать больше возможностей, но при этом может также и вызвать рост человеческих запросов и превратиться, таким образом, в источник неудовлетворенности. «Если в силу высшего образования у тебя завышенные пожелания по отношению к твоему статусу, работе и отношениям с окружающими людьми, и эти пожелания не исполняются, то ты почувствуешь неудовлетворенность. Соответственно, то счастье, которое тебе может дать образование, в значительной степени будет зависеть от тех ожиданий, которые ты возлагаешь на отдачу от образования», — указывает Салинас.
С точки зрения нейронауки, Мануэль Мартин Лоэчес поясняет, что, хотя образование и обеспечивает более крепкое здоровье, лучшее благосостояние и предоставляет больше рациональных инструментов для того, чтобы быть счастливыми, при этом оно не является гарантией всего этого, поскольку не в состоянии изменить естественную эволюционную тенденцию людей, которая заключается в том, чтобы выше ценить отрицательное, чем положительное. Именно эта черта в течение тысячелетий обеспечивала выживание рода человеческого.
Петра Перес Алонсо-Гета (Petra M. Pérez Alonso-Geta), антрополог и заведующая кафедрой теории образования в университете Валенсии, считает, что с антропологической точки зрения чисто человеческой отличительной особенностью является всеобщее и не имеющее четкого выражения стремление к счастью. «Человек хочет быть счастливым, независимо ни от чего, и каждый считает, что какая-то вещь сделает его счастливым, но когда он ее достигает, то выясняется, что она ему уже не нужна, и он стремится к другой форме счастья. Но все дело в том, что ничто не может обеспечить вечного счастья, лишь какие-то отдельные моменты полноты ощущений и расцвета сил. Ведь счастье – это весьма личное ощущение, которое испытываешь по мере того, как твои желания начинают соответствовать окружающей действительности», — поясняет он. В качестве примера ученый приводит убежденность его студентов в том, что они станут счастливыми, когда закончат учебу и получат работу. Однако потом, получив работу, они тут же начинают думать о том, что работа должна была бы быть другой, и вот тогда они были бы по-настоящему счастливыми, «поскольку наши желания всегда опережают действительность». Но даже если обретение счастья будет зависеть исключительно от каждого отдельно взятого человека, Перес Алонсо-Гета подчеркивает, что существуют факторы обстоятельства, которые помогают его достичь, как, например, хорошее здоровье или образование. «Образование не преследует в качестве главной на обретение счастья, но оно подготавливает тебя к жизни и помогает выйти за пределы повседневности, ставить перед собой задачи и выстраивать настоящее для их выполнения. И когда ты достигаешь этих целей, ты чувствуешь полноту ощущений. Образование помогает тебе понять, что счастье – это цель, которая не зависит от других. Это нечто такое, что можешь пережить только ты и именно ты можешь наметить шаги к достижению этой цели. Кроме того, это дает тебе дополнительные возможности для эстетического и интеллектуального наслаждения, вызывающие положительные ощущения и способствующие общему благополучию», — подытоживает исследователь.
Позиционная ценность
Исследования соотношения между образованием и благополучием, проведенные Хавьером Салинасом, свидетельствуют о том, что не все обладают равными возможностями получения образования: разные возможности у мужчин и женщин, у людей из разных социальных слоев. «В то время как образование само по себе оказывает положительное влияние на социальное положение женщин и их удовлетворенность жизнью, мужчины скорее рассматривают его как орудие и получают удовлетворение от образования посредством улучшения повышения своего профессионального статуса и продвижения по работе», — считает заведующий кафедрой экономики и финансов в мадридском Автономном университете.
И добавляет, что степень удовлетворенности, которую дает образование, зависит от социальной среды, в которой обитает человек. «Образование тесно связано с пониманием счастья в менее развитых странах, в то время как в странах с более высоким доходом на душе населения эта связь не столь ярко выражена или даже имеет отрицательный характер», — отмечает Салинас. Потому что, как и в случае с богатством, образование представляет собой позиционную ценность. Соответственно, в тех странах, где очень мало людей с высшим образованием, те, кто его имеют, находятся в привилегированном положении по отношению к остальным, что положительно сказывается на их благополучии и удовлетворенности. А в странах, где уже многие имеют высшее или среднее образование, это обстоятельство уже не так сильно влияет на их социальный статус. «И в развитых странах степень удовлетворенности от образования различная у людей с низкими и средними или высокими доходами. В этих странах больше людей, имеющих высшее или среднее образование, и это достижение уже не ценится столь высоко и не имеет столь решающего значения», — добавляет он.