Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования и эксперт по вопросам внешней и внутренней политики Украины, рассказал в эксклюзивном интервью «Пражскому Телеграфу» о том, кто выйдет победителем из противостояния силовиков и ополченцев на востоке страны, об эффективности антироссийских санкций Запада и вероятности военного конфликта РФ и стран Североатлантического альянса.
Ростислав, какой Вам видится ситуация на Украине изнутри? Долго ли осталось ждать победы или поражения одной из сторон?
Ресурсы украинского государства крайне ограничены. С другой стороны, и Запад не располагает средствами для содержания Украины. Поэтому, как мне представляется, активная (военная) фаза конфликта должна закончиться ближе к январю 2015 года поражением силовиков, поскольку если Киев вдруг победит Донбасс, то перед США встанет вопрос, где брать ресурсы для Украины.
Поражение же Киева снимает с Америки ответственность. В Вашингтоне всё просто свалят на Путина. Но если киевский режим победит, а потом рухнет под тяжестью экономических проблем, то виноват будет однозначно Вашингтон, пожалевший денег на спасение союзника.
Насколько велики противоречия внутри самой Украины относительно целесообразности проведения военной операции на востоке страны?
Пока что, противоречия относительно операции сводятся к тому, что каждый хочет, чтобы воевал сосед, не ставя под сомнение целесообразность войны, как таковой. Правда антивоенные тенденции начали проявляться, как на востоке (Харьков), так и на Западе (Закарпатье) Украины. Для киевской власти на сегодняшний день опаснее внутренняя конкуренция политических группировок, сражающихся за контроль над стремительно иссякающими ресурсами, а также нарастающие антивоенные настроения в частях регулярной армии.
В принципе, любое крупное поражение может привести к тому, что остатки войск двинутся на Киев вместе с ополчением. Считаю, что киевский режим находится на грани срыва в политический кризис. Этот срыв, без преувеличения, может произойти в любую секунду.
Не является ли украинский конфликт, по Вашему мнению, ширмой для развязывания военных действий в других регионах мира?
Нет. Украинский кризис является составной частью кризиса глобальной системы экономических и политических взаимоотношений, выстроенных после Холодной войны на базе гегемонии США. Украинская гражданская война – не ширма, а лишь один из этапов развития общего кризиса системы. Возможно, что за ним последует аналогичный кризис ЕС, если Европа не одумается и не перейдёт в вопросах урегулирования украинского кризиса на сторону России, оставив США в одиночестве и международной изоляции.
Насколько велика угроза распространения «фашистской чумы» в Украине?
Что значит «угроза распространения»? В Украине уже правит нацистский режим, пришедший к власти в результате вооружённого переворота, и бросивший армию против собственного народа, по крайней мере, против той его части, которая представляется режиму «неправильной». При этом власти очень чётко определили, что главный враг – это Россия. Именно по этой причине начато и ведётся наступление на русскую культуру, на интересы русских граждан страны. Фашизм в Украине давно расползся. Теперь надо ждать, когда он с Украины перекинется на ЕС. Похоже, что ждать осталось недолго.
Запад продолжает ужесточать санкции в отношении России. Являются ли они эффективным инструментом воздействия на политику Кремля?
Нет, не являются. Дело в том, что речь идёт об уже упомянутом кризисе системы, то есть, России, да и другим государствам все равно пришлось бы решать проблему её глубокого реформирования, либо создавать новую. Если бы это не произошло сейчас, то случилось бы лет на пять позже. По сути США, пытаясь противостоянием с Россией остановить или замедлить создание новой, альтернативной pax Americana системы, ускорили её формирование.
Пока она в зачаточном состоянии (Банк БРИКС, начало перехода в расчётах между многими странами на национальные валюты, минуя доллар), но события развиваются очень быстро. Ещё в мае никто не ждал даже того, что уже есть сейчас. По сути США, при помощи механизма антироссийских санкций, организовали «самоповешение»: если бы не традиционная сервильность ЕС, хладный труп Вашингтона уже вынимали бы из петли.
В связи с последними событиями на Украине, насколько вероятным представляется Вам военный конфликт России и Украины, России и НАТО?
Он будет возможен только в случае нападения киевского режима на РФ (скорее всего, на Крым). Если такое нападение не состоится, конфликт будет и дальше развиваться в формате гражданской войны, с постепенным, но все ускоряющимся продвижением линии фронта на Запад.
Что касается конфликта по линии Россия-НАТО, то его вероятность крайне низка. Даже если контингенты отдельных стран НАТО окажутся на украинской территории, даже, если Россия вынуждена будет официально послать для их нейтрализации свои войска (что маловероятно, поскольку ополченцы в состоянии решить эту задачу сами), то это просто будет уничтожение отдельных вооружённых контингентов отдельных стран.
Но это не означает, что НАТО возьмёт на себя ответственность за конфликт, поскольку признание НАТО (а значит и США) ведёт к почти неизбежному ядерному противостоянию с Россией. Вашингтон готов к войне России и Европы, но не желает подставить под ядерный удар свои города.
Считаете ли Вы возможным в обозримой перспективе примирение российского и украинского народов?
Я бы в данном контексте говорил не о «примирении российского и украинского народов», а о восстановлении соборности триединого русского православного народа. Думаю, что после окончания гражданской войны в Украине этот процесс пойдёт очень быстро.
Тимур Кашапов
Фото с сайта x-true.info