Украинско-молдавское бряцанье оружием у границ Приднестровья, к счастью, ничем не закончилось. Молдаване потренировались в «проверке артиллерийских систем», а киевские власти, отгрохотав танками на учениях, успокоились и переключили своё внимание на Восточный фронт, где внезапно рухнула сконструированная ими виртуальная реальность. Успокоился даже Бухарест, ранее заявлявший о своём праве на вмешательство во внутренние дела соседней Молдовы. Впрочем, обо всём по порядку.
Ноги в руки и вперёд в Москву!
В торжественных мероприятиях по случаю годовщины Ясско-Кишинёвской операции принял участие специальный представитель президента РФ по Приднестровью Дмитрий Рогозин. Примечательно, что перед тем, как прибыть в Тирасполь, Дмитрий Олегович заглянул в Кишинёв, где не только возложил венки, но и побеседовал с рядом молдавских политиков.
Встречи с Рогозиным крайне жаждал премьер Молдовы Юрий Лянкэ, ранее обвинявший Россию и Рогозина лично во всех смертных грехах. Рогозин, как и полагается, заставил Лянкэ и его аппарат понервничать, поставив проведение встречи под вопрос. На каких тонах проходила беседа — неизвестно, однако общественности доступны комментарии её участников. Юрий Лянкэ итоги встречи, в ходе которых обсуждались попавшие в «чёрный список» молдавские фрукты и овощи, прокомментировал следующим образом: «Мне хотелось узнать логику решений Москвы относительно введения санкций, таможенных пошлин. Мы договорились с господином Рогозиным о том, что эксперты из России или Агентства по безопасности пищевых продуктов будут контактировать с целью выявить, если действительно существуют реальные проблемы или они носят чисто эмоциональный характер. Мы обсудили ситуацию в регионе и согласились, что необходимо вести активный диалог по вопросу приднестровского урегулирования».
А вот Рогозин в выражениях не стеснялся: «По большому счёту, надо было бы изначально учитывать мнение Российской Федерации по вопросу, куда вступать, какие документы подписывать, а не после нас, большую страну, ставить перед фактом: вот, мол, мы подписали ассоциацию с Европейским союзом, теперь через Молдову пойдут все товары […] Я ещё раз говорю: такую большую страну ставить перед фактом просто неприлично и неэтично. Я уж не говорю про интересы Приднестровья. Есть масса документов, где прямые ссылки на то, что нужно проводить консультации с Приднестровьем прежде, чем определять такие стратегические вопросы для Республики Молдова. Этих консультаций не было. Мы ещё раз в этом убедились. Я плохо понимаю, почему именно российская сторона сегодня в этом заинтересована больше всех, как будто Республика Молдова в этом не заинтересована. Извините, у кого фуры с продуктами стоят на границе? У России, что ли? Нет, не у России — у Молдовы. Так ноги в руки и вперёд в Москву! Поэтому никаких претензий я не принимаю. Ждём в Москве полномочных представителей Республики Молдова и считаем, что они должны были приехать намного раньше. Они делают вид, что они там капризничают, что-то им нравится — не нравится», — подытожил Дмитрий Рогозин.
Уже в Тирасполе Рогозин вновь «добил» правительство Молдовы: «Если есть вопросы у молдавской стороны, нужно ехать в Москву и их решать. А то получается, что вопросы накопились, уже молдавские фермеры бастуют, а правительство даже не чешется».
Но в итоге молдавские элитарии так ничего и не поняли. А вот приднестровскую проблему российский посланник решил просто и изящно.
Рогозина на вас нет
Как и предполагалось, стоило только Рогозину начать разговор о реальной политике, как весь наступательный порыв Молдовы, выстроившей воздушный замок своего величия, иссяк.
Рогозин в ходе визита в Тирасполь дружески «порекомендовал» элитариям Молдовы «немедленно» пойти на переговоры с Приднестровьем, «пока не произойдут события, которые будут иметь необратимый характер».
«Нужно проводить консультации с Приднестровьем, прежде чем определять РМ какие-то стратегические вопросы. Таких консультаций не было, мы ещё раз в этом убедились. А их господину Лянкэ нужно провести с Приднестровьем немедленно, до того момента, пока не произойдут события, которые будут иметь необратимый характер», — заметил вице-премьер.
Также Молдове пояснили, при каких обстоятельствах позиция России по Приднестровью может ужесточиться. «Мы не дадим задушить Приднестровье и всегда будем настаивать на мирном разрешении конфликта. Россия ни на миллиметр не отойдёт от той линии, которую сегодня проводит. Это линия президента России», — уточнил он, добавив, что Владимир Путин «о Приднестровье знает, беспокоится, переживает, и я ему каждый раз после поездки подробнейшим образом докладываю».
После этих заявлений Молдова свернула свою активность близ границ с Приднестровьем и вернулась к тактике комариных укусов.
Киев, похоже, также угомонился и перестал нагонять массовую истерию о приднестровских диверсантах. Ожидаемый переход ДНР в атаку вынудил Порошенко перебрасывать все боеспособные соединения на Донбасс и теперь руководству Украины не до Приднестровья. После разгрома армией Новороссии частей 28-й мехбригады, дислоцированной под Одессой, из Киева в воинскую часть бригады пришло указание готовить к переброске оставшиеся 1,5 тысячи человек, однако вскоре приказ был отменён.
Интересно, но политологи, обслуживающие Киев, внезапно принялись обсуждать бесперспективность создания Бессарабской республики.
Практически сразу пришли в состояние умиротворения высшие бюрократы Бухареста. Премьер-министр Румынии теперь считает, что вопрос объединения республики с Молдовой стоит обсуждать только после евроинтеграции РМ. Данное признание фактически означает отказ от аншлюса, так как Брюссель категорически против принятия Молдовы в свои рассыпающиеся ряды.
По итогам визита Рогозина в Приднестровье стороны подписали меморандум о сотрудничестве России и Приднестровья, договорившись активизировать сотрудничество.
Итак, Молдова с Украиной утратили интерес к бряцанью оружием близ Приднестровья, а Киев под грузом внутренних проблем свернул всю деятельность у Днестра. Однако у Кишинёва есть ещё один раздражитель — Гагаузия.
Гагаузия в обороне
19 августа Гагаузская автономия отметила годовщину провозглашения независимости от Молдовы, с которой народ автономии поздравил президент Приднестровья Евгений Шевчук. Спустя 24 года после провозглашения Гагаузией независимости и последовавшего затем в 1994 году её вхождения в состав Молдовы, у гагаузов и приднестровцев есть повод для объединения. И если в 1990-м приднестровцы остудили горячие головы молдавских националистов под руководством Мирчи Друка, то в этом году, похоже, республикам вновь придётся помогать друг другу в противостоянии с Кишинёвом. А потому поздравление республики с годовщиной выхода из состава Молдовы стоит расценивать не только как политическую издёвку над руководством Молдовы, но и намёк Кишинёву на готовность ПМР поддержать гагаузов.
А над самой Гагаузией продолжают сгущаться политические тучи. Кишинёв, размявшись на гагаузских продавцах, безосновательно обвинённых в желании быть завербованными российскими спецслужбами, решил перейти к решительным действиям и вызвал на допрос в Генпрокуратуру депутата Народного собрания Гагаузии Ивана Бургуджи. Тот, естественно, явиться отказался, так как, будучи депутатом, неприкосновенен. Основание для вызова — участие Бургуджи в организации гагаузского референдума от 2 февраля 2014 года.
Тем временем ситуацию с Гагаузией обсудили глава Партии коммунистов Молдовы Владимир Воронин и посол Турции Мехмет Селим Картал. В ходе беседы бывший президент Молдовы заверил посла в соблюдении коммунистами положений законодательства о Гагаузской автономии. Ранее гагаузские политики озвучивали готовность своих турецких коллег признать независимость автономии в случае распада Молдовы. Теперь же от Турции последовала официальная реакция.
***
Сама же Молдова 27 августа отметила свою «независимость». Впрочем, республике нечем хвастаться, кроме гражданской войны и тотальной нищеты, от которой бежит население. А сразу же после окончания праздника премьер Молдовы одобрил гражданскую войну во имя достижения политических целей и предложил измерять амбициозность правительства плациндами. По всей видимости, это единственное, в чём поднаторел премьер-министр Молдовы.
Следим за событиями.