Картинка кликабельна
Итак, имеем два параметра: цену на газ, которая зависит от цены на нефть и себестоимость сланцевого газа, которая очень высока, — примерно 200 долларов за тысячу кубометров. Как только цена газа из традиционных источников значительно превысила себестоимость газа из сланцев, его и стали добывать. Если же теперь цена на нефть упадет, сланцевый пузырь тут же лопнет, и «Газпром» опять окажется монополистом на европейском рынке. То есть, американцам нужно поаккуратнее играть в эти игры.
Я действительно допускаю, что американцы понижают цену на нефть из-за Путина. По крайней мере, он для них, как известно, страшнее исламских террористов. Но если они опустят цену ниже 80-ти долларов за баррель, то автоматически освободят «Газпром» от конкуренции с самими же собой.
Такие рывки вниз, безусловно, ничем хорошим для нашего бюджета не являются. Но с другой стороны, через несколько лет газа мы будем продавать больше — к Европе прибавится Китай. Кроме того, после лопнувшего сланцевого пузыря европейцам ничего не останется, как соглашаться на «Южный поток».
То есть, низкую цену мы будем компенсировать большими объемами — другого выхода просто нет. К счастью, газа хватит всем потребителям — одно лишь открытое в субботу месторождение в Карском море способно обеспечить Европу лет на пятьдесят.
Но по мне так трубный газ не должен стоить дороже 300 долларов за тысячу кубометров, иначе сланцевый начинает наступать на пятки. И лучше бы газ вообще отвязать от цены на нефть к чертовой матери. Правда, делать это нужно было на пике — сейчас с контрагентами, пожалуй, уже не договоришься.