Путин по итогам переговоров в Сербии: "Что же касается возможных кризисов, ожидаем ли мы или не ожидаем, нам бы очень не хотелось, чтобы возникли в осенне-зимний период какие-то кризисы... Но существуют большие транзитные риски, и если мы увидим, что наши украинские партнеры так же, как, скажем, в 2008 году, начнут несанкционированно отбирать наш газ из экспортной трубопроводной системы, то мы так же, как в 2008 году, будем последовательно на объем украденного сокращать подачу".
Полностью:
В.ПУТИН: Уважаемые дамы и господа!
Прежде всего хочу поблагодарить господина Президента и премьер-министра за приглашение.
Хочу сказать, что у нас переговоры прошли в очень конструктивной, деловой атмосфере. Главный итог заключается в том, что мы подтвердили взаимный настрой на развитие многопланового сотрудничества между Сербией и Россией. Мы отметили, что наши отношения развиваются весьма хорошо, если не сказать очень хорошо. На фоне проблем в мировой экономике рост в 16 с лишним процентов в годовом исчислении – это очень хороший показатель.
Растут и российские инвестиции в сербскую экономику. На сегодняшний день они достигли где-то трёх миллиардов долларов. Наши ведущие предприятия работают устойчиво. Один из флагманов нашего сотрудничества, предприятия NIS, наращивает свои обороты. Российские участники уже проинвестировали два миллиарда долларов, готовы проинвестировать ещё миллиард.
Совсем недавно, когда российская компания входила в NIS, это было убыточное предприятие. Сегодня оно работает успешно, является крупнейшим налогоплательщиком в сербский бюджет. 14 процентов бюджетных поступлений обеспечиваются за счёт этой компании. Другие наши компании, такие как «ЛУКОЙЛ», уже проинвестировали 300–400 миллионов долларов и готовы развивать своё сотрудничество.
У нас много и других направлений взаимодействия. Это касается и энергетики, и машиностроения, высоких технологий, и, конечно, сельского хозяйства. На сегодняшний день Сербия уже нарастила в значительном объёме поставки сельхозпродукции на российский рынок, поставляет продукцию сельхозсектора Сербии в России на 130–150 миллионов долларов. Если мы реализуем наши договорённости, которые сегодня в ходе переговоров достигнуты, то за достаточно короткий промежуток времени эти поставки могут достигнуть 500 миллионов долларов. Это очень выгодно и сербской экономике, это дополнительные рабочие места, это налоги во все уровни бюджетной системы. И для России это тоже положительный фактор, потому что сейчас есть свободные ниши после введения российских ограничений на поставку сельхозпродукции из тех стран, которые присоединились или инициировали санкции в отношении России. В общем, не было бы счастья, да несчастье может помочь. Мне кажется, что это действительно шанс для производителей тех стран, которые хотят развивать отношения с Российской Федерацией.
Разумеется, мы говорили и о политической составляющей. Вы знаете, что мы выступаем за всеобъемлющее урегулирование косовской проблемы на основе резолюции Совета Безопасности ООН 1244, и всегда придерживались этой позиции, и намерены придерживаться этой позиции в будущем.
У нас очень устойчивые отношения на политическом уровне. Мы рассчитываем на то, что после того, как Белград возглавит ОБСЕ в 2015 году, мы сможем продолжить конструктивную работу и с этой международной организацией – при поддержке в данном случае наших сербских друзей.
Будем очень рады видеть руководство Сербии, Президента Сербии 9 мая следующего года в Москве в связи с празднованием 70-летия Победы над нацизмом.
Мне очень приятно, и я благодарен сербскому руководству за приглашение посетить Белград именно в дни празднования 70-летия освобождения страны от немецко-фашистских захватчиков. Это страница нашей общей славной истории, которая нас объединяет и которая создаёт хороший фундамент для развития наших отношений.
Спасибо.
ВОПРОС: Владимир Владимирович, Вы сейчас упомянули, что российские инвестиции в сербскую экономику уже достигли трех миллиардов. На фоне той ситуации, которая сейчас складывается на инвестиционном рынке, на фоне того, что ряд стран пытается осложнить жизнь России на этом рынке, каковы, на Ваш взгляд, перспективы российско-сербского инвестиционного сотрудничества? Может быть, вы сегодня обсуждали какие-то конкретные будущие совместные проекты? Спасибо.
В.ПУТИН: Те, кто пытается осложнить нам экономическую жизнь, и себе ее осложняют. Мы знаем, что потери сельхозпроизводителей стран Европы, которые ввели санкции в отношении России (а мы вынужденно ответили ограничением поставок сельхозпродукции), измеряются миллиардами евро. Нам бы очень не хотелось продолжать такую практику, но пока она имеет место. И я уже сказал, для таких стран, как Сербия, наступает очень благоприятный момент занять свое достойное место на нашем рынке.
В этой связи мы готовы – мы сегодня говорили с господином премьер-министром на этот счет – инвестировать в развитие сербского аграрного сектора вместе и с российскими производителями, вместе, кстати говоря, и с теми из производителей стран западной Европы, которые хотели бы работать в Сербии для того, чтобы поставлять эту свою продукцию на российский рынок. У нас очень добрые отношения со многими производителями, с крупными европейскими компаниями, и я здесь как раз вижу возможность для совместной работы.
Что касается других инвестиций, то они также взаимовыгодны, имеется в виду не только энергетика, хотя и она тоже, но это и машиностроение, это развитие инфраструктуры. Я уже сказал, уже звучала эта цифра, Россия выделила 800 миллионов долларов кредита сербской стороне на развитие сети железных дорог. Первая часть, готовится к реализации, – в 104 или 105 миллионов долларов.
Мы сегодня говорили о том, что мы готовы продолжить эту работу, но в целом речь идет не только о государственных, но и о частных инвестициях. Полагаю, что в ближайшие три года они могут быть удвоены – как минимум, удвоены, – значит, это будет совокупно шесть или же даже где-то под десять миллиардов долларов.
ВОПРОС: Ожидаете ли Вы этой зимой газовый кризис в Европе? И в этом контексте: каковы перспективы реализации «Южного потока».
В.ПУТИН: «Южный поток» не может быть реализован в одностороннем порядке. Это так же, как в любви: она может быть счастливой только, если есть два участника этого замечательного процесса и оба хотят развивать отношения. Так же и здесь: мы же не можем в одностороннем порядке построить трубопроводную систему стоимостью миллиарды долларов, если наши партнеры раздумывают до сих пор, нужно им осуществлять этот проект или нет.
Кстати, обращаю ваше внимание, что большие дискуссии велись в связи и во время строительства «Северного потока», то есть трубопроводной системы по дну Балтийского моря. Сейчас, когда он построен, все счастливы, и все говорят спасибо и инициаторам, и строителям, и организаторам этой работы, потому что этот проект оказался как нельзя кстати.
То же самое и в отношении «Южного потока». Я глубоко убежден, абсолютно убежден в том, что это проект выгодный для европейских потребителей, потому что он существенным образом снижает транзитные риски.
Вопросы с волокитой по строительству «Южного потока» связаны только с соображениями политического характера, и в данном случае – точно совершенно – политика вредит экономике, наносит ущерб. В известной степени даже снижает конкурентные преимущества европейской экономики по сравнению с другими регионами мира.
Что же касается возможных кризисов, ожидаем ли мы или не ожидаем, нам бы очень не хотелось, чтобы возникли в осенне-зимний период какие-то кризисы. Точно могу вам сказать и говорю абсолютно ответственно: по вине российских участников энергетического сотрудничества в Европе никаких кризисов не будет. Россия всегда была надежным поставщиком, у нас достаточно ресурсов, чтобы обеспечить и свои собственные потребности, и растущие потребности наших потребителей в Европе или в Азии. Но существуют большие транзитные риски, и если мы увидим, что наши украинские партнеры так же, как, скажем, в 2008 году, начнут несанкционированно отбирать наш газ из экспортной трубопроводной системы, то мы так же, как в 2008 году, будем последовательно на объем украденного сокращать подачу.
Но очень надеюсь, что до этого не дойдет, надеюсь на то, что нам удастся в ближайшее время – сегодня у меня уже начнутся встречи в Италии, в том числе по этому вопросу, – наши партнеры находятся с нами в контакте, европейские, украинские, надеюсь, что им удастся обо всем договориться и поставить точку во всех спорах.