В конце прошедшей недели в Милане в рамках форума «Азия-Европа» состоялась давно ожидаемая встреча лидеров ряда ведущих стран по самой горячей теме европейской политики последнего года — Украине. В ней приняли участие президенты России и Украины — Владимир Путин и Петр Порошенко, премьер-министр Италии Маттео Ренци, глава правительства Британии Дэвид Кэмерон, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд и руководители Еврокомиссии. Встреча не обманула ожиданий российских и международных наблюдателей и экспертов, и расставила точки над многими «и».
Состоявшийся в Милане разговор назревал давно — слишком разными были позиции сторон с начала украинского конфликта. Но пока было лето и доминирование наспех собранной украинской армии на поле боя, на некоторые принципиальные вопросы ЕС был готов закрывать глаза, пребывая в некоторой эйфории от первых, и как впоследствии оказалось, последних успехов американцев на украинском направлении.
Но Россию дожать не удалось. Сначала в августе в донбасских и луганских котлах были разгромлены наиболее дееспособные части ВСУ, нацгвардии и карательных батальонов олигархов. Этим Москва ясно дала понять «шоколадному королю» и стоящему за ним американцам, что продолжение войны, как и продолжение попыток втянуть Россию во внутриполитический конфликт на Украине приведет только к одному — что «ополченцы» и «добровольцы» окончат эту войну в Киеве. Данный расклад ни Порошенко, ни американцам не улыбался. В результате Порошенко вынужден был запросить мира, результатом чего стал первый тур минских договоренностей, и «добровольцы» в массовом порядке вернулись на базы на отдых — перемирие все-таки.
Тем временем, ополчение показало свои настоящие возможности — фронт протяженностью более тысячи километров оказалось контролировать очень сложно, не то что развивать наступление, в результате в настоящее время боевые действия, за исключением взятия донецкого аэропорта, заключаются в проведении небольших операций тактического масштаба, которые вполне могут осуществляться непосредственно самими подразделениями армии Новороссии, но не больше.
На фоне стабилизации линии фронта и локальных стычек, которые стороны договорились называть «перемирием», начали проступать другие более важные проблемы — экономическое положение как в Новороссии, так и на Украине и подготовка к зиме. Вот тут ЕС начал беспокоиться уже не на шутку, т.к. еще летом лидеры Украины не раз заявляли, что, скорее всего, не смогут гарантировать поставки газа в ЕС зимой. ЕС надеялся, что американцы дожмут Россию летом — и она продолжит бесплатно поставлять газ на Украину, а та гарантирует его транзит в ЕС. Но не срослось. Россию дожать не удалось, в результате в сентябре начался газовый торг.
Американцы через свои каналы затеяли в российском медиа-пространстве игру под названием «Путинфсеслил», в которой приняли участие многие раскрученные фигуры медиа- и блогосферы, целью которой было: а) оказать общественное давление на российское руководство; б) представить, что оно не контролирует ситуацию не то что в мире и на Украине, но даже в стране. В результате часть медиа-источников впала в откровенную истерию, чем вызвали ответную и вполне обоснованную реакцию со стороны той части экспертного сообщества, которые занимали более взвешенную и аргументированную позицию по Украине, т.к. рассматривали её не изолированно, а в гораздо более обширном контексте мировой геополитической и геоэкономической проблематики.
Как итог — медиа-партия «всесливальщиков» начала получать в российском информационном пространстве все более чувствительные удары, которые не остались незамеченными и в общественном мнении — игра в информационном пространстве была проиграна, в том числе, и за такую фигуру, как Стрелков, который своим последним заявлением по Ходорковскому поддержал Путина и дистанцировался от заявлений новоявленных пресс-секретарей, которые пытались осуществить весьма грубую атаку на российского президента и всю систему российской власти.
Точку же этой в борьбе «партии слива» и «партии войны» в Милане поставил сам Путин: предоплаты не будет, долг — надо оплатить, если Украина начнет отбирать газ, Россия урежет поставки газа в ЕС. Ни Порошенко, ни «объединенная» на переговорах Европа не смогли оказать на российского президента никакого давления и сдвинуть с занятой позиции.
Крупные мазки Путина в деталях разжевал глава «Газпрома» Миллер: «Главный вопрос в повестке дня, который будет обсуждаться в предстоящие дни переговоров в Брюсселе 21 октября, — это вопрос об обеспечении финансовых гарантий Украине», — сказал Миллер. По его словам, это может быть либо бридж-кредит, либо перенос транша МВФ с января на декабрь, предоставление гарантий со стороны первоклассного банка. Объем гарантированных поставок не имеет значения в условиях, когда Украина будет проводить предоплату. «Газа поставляется столько, сколько Украина оплатит», — подчеркнул Миллер, отметив, что в ходе переговоров вопросы транзита газа через Украину не обсуждались".
О том, как оценивает итоги миланских переговоров украинская сторона, красноречивее всего говорит признание журналистам министра энергетики Украины Продана, которое я не могу здесь просто воспроизвести из-за его нецензурности, но смысл понятен — «не просто плохо, а очень-очень плохо».
Что мы имеем в результате. Американцы слились сразу после разгорания нового европейского пожара и, попивая дорогой виски у камина, с удовольствием наблюдают за происходящим за океаном. Они сейчас как бы уже не при делах — платить за российский газ для Украины должен ЕС, который, в свою очередь, глубоко возмущен данным фактом. Украина за короткий промежуток времени в два с половиной месяца (август-первая половина октября) потерпела не только поражение на военных фронтах, но и целый ряд поражений на фронтах дипломатических — два минских переговорных раунда «перемирия», безрезультатная поездка Порошенко в Вашингтон, теперь миланское «разбитое корыто».
На этом фоне на прошлой неделе в Киеве прошла разведка боем — состоялся первый штурм правительственных резиденций вернувших с фронта батальонов. Армия разлагается. Сообщения о массовом дезертирстве украинских военных пошли уже просто потоком: каждый день то три, то пять, то тридцать человек покидают расположения своих частей и переходят на сторону сил Сопротивления. И это в условиях осени — зима на Украине еще не началась, только первые тонкие намеки… Ополченцы потихоньку, метр за метром, станица за станицей отвоевывают занятые карателями территории Донецкой и Луганской областей, создавай предпосылки для новых котлов.
С энергетикой вообще все плохо, от слова «совсем»: за газ надо платить, угля из Африки — не предвидится в принципе, как и донбасского. Закупки лекарств — останавливаются, как и оптовые закупки продовольствия торговыми сетями на Западе — валютные кредиты блокируются банками. Т.е. крупные города Украины на грани голода, холода и безработицы. Мелкие и станицы продержатся за счет сельского хозяйства и участков.
Т.е. итог последних двух месяцев для Порошенко просто удручающий. И вариантов у него остается не так уж и много. Например, можно не платить за газ. Но для этого надо начать наступление, чтобы обвинить во всем Кремль. Но в ответ на это вполне реально получить обвинение в срыве минских договоренностей и военный ответ «добровольцев», который приведет к потере не только всей территории Донецкой и Луганской областей, но, вполне вероятно, и других — Харьковской, Одесской, Николаевской. Очередное военное поражение однозначно сметет режим Порошенко. И он это понимает.
Значит, надо платить. Но как, из каких закромов? Золотовалютных резервов Украины уже просто не существует — всего 14 млрд. долларов, но по большей части эти остатки ЗВР не в твердой валюте или золоте, которые уже давно растрачены, а в виде расписок самого Нацбанка Украины. Заплатить долг из ЗВР означает запустить девальвацию гривны. Дефолт экономики в условиях войны гарантированно приведет к развалу Украины и к потере власти.
Не платить и одновременно не развязывать наступление — Порошенко просто не в состоянии — начнут рвать свои, которым в преддверии выборов надо срочно зарабатывать политические очки. Т.е. единственной стратегией для него остается делать то, что говорит Путин, при этом щедро пудря мозг всей остальной политтусовке хунты и активно готовя пути отъезда из Украины, когда все бабахнет. А бабахнет либо зимой, либо уже весной, когда остатки Украины окончательно дозреют насчет своей дальнейшей судьбы и страна готова будет свалиться в заботливо подставленные руки России.
Тем не менее, расслабляться не стоит. Т.к. Россия после одиннадцати раундов пока уверенно выигрывает по очкам, то американцы, да и европейцы в ближайшие полтора месяца вполне могут устроить какую-нибудь провокацию, информационный повод, чтобы обвинить во всех украинских и мировых бедах Россию (эбола на Украине в исполнении боевиков ИГИЛ) и на этом фоне принудить поставлять бесплатно газ Украине, а через нее в замерзающий ЕС. Зима будет очевидно холодной — первый снег в этом году в Москве выпал на месяц раньше (17 октября), чем год назад (18 ноября). В этих условиях следующая рубежная дата, которая нас ожидает, — это выборы в парламент Украины, которые имеют также несколько сценариев своего развития, но об этом в другой раз.
Юрий Баранчик — исполнительный директор Института информационных войн (Москва)
а тем временем:
Путин в Милане цитировал поговорку про бабушку с яйцами дедушки
Президент России Владимир Путин на пресс-конференции в Милане, куда он прибыл в рамках саммита «Азия-Европа», своеобразно ушел от ответа на вопрос одного из журналистов
Когда журналист, получив от президента ответ, что от санкций страдает тот, кто их вводит, высказал ему предположение: «А если 41 рубль к доллару?», Путин решил отшутиться.
«У нас есть поговорочка, грубоватая такая, про бабушку, про дедушку: если бы у бабушки были внешние половые органы дедушки, она была бы дедушкой, а не бабушкой. Поэтому что там говорить...», - сказал глава государства.