Хотя на фронт будущий Маршал авиации Иван Никитич Кожедуб попал лишь в 1943 году, его боевой счёт выглядит весьма впечатляюще. За 2 года — 366 вылетов на задание, 120 воздушных боёв и 62 лично сбитых немецких самолёта, при том что самого Кожедуба не сбивали на разу. Более того, из публикаций последних лет видно, что реальный список побед советского аса ещё внушительнее. Порочные принципы "социалистического коллективизма" зачастую вынуждали лучших лётчиков делиться своими победами с менее способными товарищами, и в результате на фюзеляже истребителя Ла-7 под номером "27" оказалось куда меньше красных звёздочек, чем полагалось.
Ла-7 И.Н.Кожедуба, 176-й ГвИАП, весна 1945
Об этом писали и однополчанин Ивана Никитича, прославленный лётчик — испытатель Александр Щербаков, и ряд других авторов, однако по настоящему серьёзных исследований эта тема пока не дождалась.
Тем не менее, согласно некоторым данным, Кожедуб сбил не 62, а целых 107 вражеских самолётов, 5 из которых принадлежали военно — воздушным силам США.
Начавшиеся во второй половине 1944 года столкновения между советскими и американскими авиагруппами отнюдь не были следствием традиционной для любой войны неразберихи. Уже тогда Штаты считали весь европейский континент своей зоной влияния. Однажды командующий американскими ВВС Спаатс даже демонстративно отказался обсуждать с Маршалом Жуковым порядок полётов над советской зоной, нахально заявив, что "американская авиация всюду летала, и летала без всяких ограничений" ( Г. К. Жуков. "Воспоминания и размышления". М., 1971. с. 670 ).
Демонстрируя своё право летать где угодно, штатовское командование заодно проверяло наших пилотов "на вшивость", а также отрабатывало методы тотального воздушного террора, ставшие визитной карточкой американской авиации в последующие десятилетия. Мало кому известно, что наряду с бессмысленным с военной точки зрения уничтожением жилых кварталов немецких и японских городов янки не менее свирепо бомбили Югославию. Начало воздушному геноциду положила "кровавая Пасха" 16 Апреля 1944 года.
Тяжелый бомбардировщик Консолидэйтед B-24 Либерейтор
В этот день целая авиадивизия дальних тяжёлых бомбардировщиков с характерным названием "Либерейтор" ( "Освободитель" ) обрушила на югославские города тысячи бомб, от которых только в Белграде погибло 1160 человек. Всего таких налётов было 9, а через 45 лет история, как известно, повторилась. И чтобы подчеркнуть сознательный выбор даты ударов, падающие на Белград бомбы украсила надпись "Счастливой Пасхи !".
Ну, а для первой атаки на Красную Армию около 40 тяжёлых американских истребителей Р-38 "Лайтнинг" выбрали тоже символическую дату — 7 Ноября 1944 года. В результате штурмовки штаба 6-го Гвардейского стрелкового корпуса и аэродрома 866-го истребительного авиаполка у города Ниш погибли командир корпуса Герой Советского Союза Григорий Котов и ещё 30 человек. Кроме того, были уничтожены 2 наших самолёта и сожжено полтора десятка автомобилей.
Самолет Р-38 "Лайтнинг" в полете
Лишь когда взлетевшие советские истребители в свою очередь сбили нескольких стервятников, остальные обратились в бегство. Впоследствии свидетель этого боя, лётчик Борис Смирнов писал в своих мемуарах, что на карте, найденной в обломках одного из сбитых "Лайтнингов", Ниш был обозначен как воздушная цель. После чего официальной американской версии о потере курса уже мало кто верил...
Летавший над Германией заместитель командира 176-го Гвардейского истребительного авиаполка 25-летний Майор И. Н. Кожедуб сталкивался с обнаглевшими "союзниками" дважды. Сначала 22 Апреля 1945 года его машину атаковала пара американских истребителей типа Р-51 "Мустанг", но вскоре им пришлось горько пожалеть о своей наглости. Не прошло и двух минут, как один из "Мустангов" разлетелся на куски, а пилот второго еле успел выпрыгнуть с парашютом.
ЛУЧШИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СОЮЗНИКОВ NORTH AMERICAN P-51 MUSTANG (НОРТ АМЕРИКЭН Р-51 МУСТАНГ)
Ещё более жаркий бой с американцами Кожедуб выдержал перед самым Днём Победы, когда эскадрилья нагруженных под завязку бомбовозов типа "Летающая крепость", игнорируя предупредительные выстрелы, вошла в пространство советской оккупационной зоны. Вогнав в землю 3 многомоторных гиганта, Кожедуб обратил в бегство остальных, но включить их в официальный список своих побед ему не позволили. Командир полка Павел Чупиков лишь пошутил, что с американцами подраться придётся очень скоро, и в первый же день следующей войны их сбитые машины припишут на его счёт задним числом.
Боинг B-17 — летающая крепость
Однако и когда уже командующий одной из дивизий 64-го авиакорпуса Генерал — майор И. Н. Кожедуб атаковал штатовские эскадрильи, расчищавшие дорогу "миротворцам" ООН в Корее, новые звёзды на его самолёте так и не появились. Москва категорически запретило комдиву участвовать в боях, и потому все 264 уничтоженные самолёта врага следует отнести на счёт учеников Ивана Никитича.
( Юрий Нерсесов, "Спецназ РОССИИ", № 4 ( 91 ), Апрель 2004 года. )