По данным института Gallup, лишь 29 процентов американцев доверяют своему Верховному суду. Что совсем не намного отличается от опроса Левада-центра, согласно которому судам доверяют 26 процентов россиян.
Свой комментарий, в котором приведены эти данные, коллега lex_divina оставил в ответ на безапелляционное заявление американца из Санкт-Петербурга drynzel, влюбленного в свою новую родину: «Законы в США порой действительно суровы. Но без суда тут ничего не происходит. И главное, граждане верят, что в суде могут добиться справедливости». Таковы его первые впечатления после переезда. Которые, замечу, оказались обманчивыми.
Мне уже приходилось рассказывать об отличиях между островной (США, Великобритания) и континентальной (европейской) судебных системах. Американская не хуже, но и, конечно, не лучше других. И у нее есть проблемы, которые пока невозможно решить.
Например, по числу оправдательных приговоров она заметно уступает нашей, что убедительно доказал все тот же lex_divina — между прочим, на основании американской статистики. Вся беда в так называемых сделках с правосудием, широко применяемым в американской судебной практике. Это вынужденная мера — США не в состоянии обеспечить всем обвиняемым справедливое судебное разбирательство с присяжными. И дорого, и, как выяснилось, просто технически не решаемо. Поэтому подозреваемого фактически шантажируют долгим сроком, если он добровольно не согласится на нижний предел, но без суда. Точнее, в этом случае судья выполняет лишь роль статиста, «утверждая» приговор без рассмотрения дела.
В итоге американские тюрьмы оказались переполнены — США уверенно занимают первое место в мире по количеству уголовников как по абсолютному, так и по относительному показателю. И очень часто люди сидят без вины.
Тем не менее, лишь российскую судебную систему наши правозащитники подозревают в обвинительном уклоне. Например, в 2009 г. Мара Полякова на заседании Совета по правам человека при президенте РФ рассказала, что у нас добиваются оправдания всего 0,8 процента человек, попавших в жернова правосудия. Если же считать корректно, то в США оправдательных приговоров вдвое меньше. Однако мем «обвинительный уклон» применяется только к российскому судопроизводству.
Вера в справедливость и беспристрастность американских судов воспитана в нас книгами и фильмами. Но действительность выглядит совсем иначе.
«Когда крупная компания судится с другой крупной, там еще может быть иллюзия честности. Но в ситуации «крупная против мелкой» юристы крупной компании сплошь и рядом сначала прикидывают, сколько у мелкой компании денег на лоеров [адвокатов], а потом просто разоряют ее, затягивая дело», — вступил в дискуссию другой американский гражданин panchul. Его оппонент явно не ждал такого подвоха от соотечественника — он так и не нашелся, что ответить.
Застрахованы ли американские суды от ошибок при таком подходе? Разумеется, нет.
Вот примеры осужденных и даже казненных американцев, чья невиновность была впоследствии доказана.
Энтони Грейвз, отсидел 18 лет.
Реймонд Таулер отсидел 29 лет.
Братья Генри Макколлум и Леон Браун просидели 30 лет. Причем, Макколлум все 30 лет ожидал приведение смертного приговора в тяжелых условиях камеры смертников.
Гленн Форд — 30 лет в камере смертников, обвинения сняты. Адвокатам удалось доказать, что суд проходил с многочисленными нарушениями.
Кэмерон Тодд Уиллингэм был казнен в декабре 1991 года. Позже выяснилось, что своих детей он не убивал.
На самом деле, счет судебных ошибок идет на десятки, а если брать за годы, то, возможно, и на сотни тысяч. Недавно был произведен предсудебный выборочный анализ ДНК 18 тысяч главных подозреваемых по различным судебным делам. Результаты оказались ошеломительными — четверть всех испытуемых были невиновны! А между тем, среди штатов, применяющих смертную казнь, лишь Нью-Йорк и Иллинойс предоставляют подсудимым возможность делать анализы ДНК по их требованию.
К сожалению, такое исследование возможно как доказательство невиновности лишь в случаях, когда преступник оставляет органические следы — например, при изнасиловании. Именно поэтому в США участились случаи оправданий «насильников», успевших просидеть в тюрьмах и даже в камерах смертников десятки лет. Каков процент невиновных американцев, сидящих за другие виды преступлений, сказать не берется никто.
Разумеется, речь не идет о том, что наше правосудие безгрешно, никогда не сажает невиновных, а судьи не берут взяток. Да и нет в мире совершенных судебных систем. Просто не стоит приводить в пример американцев или европейцев как эталон справедливости и неподкупности. Везде свои тараканы, свои скелеты в шкафах и свои проблемы.