21 ноября в новейшей украинской истории невезучая дата. Однажды, в 2004 году, в Киеве в этот день начались массовые беспорядки, получившие название «Оранжевой революции». Пришедший в результате этого события к власти в стране президент Ющенко распорядился отмечать в этот день в честь этого события новый праздник — День свободы.
Однако «не так сталося, як гадалося». Уже первую же годовщину «Оранжевой революции» отмечали натужно, используя админресурс и платную массовку для имитации народной поддержки разругавшихся между собою до смертельной вражды власть предержащих. Тогда Ющенко первый и последний раз рискнул появиться перед толпой на Майдане.
В следующие годы новоявленный праздник все более маргинализировался, на Майдан 21 ноября выходило все меньше людей, пока, наконец, на волне всеобщего разочарования в результатах первого Майдана, само это слово не стало ругательным. В конце концов, при новом президенте Януковиче несостоявшийся праздник тихо ликвидировали, обьединив с отмечаемым 22 января Днем соборности, который, по этому случаю стал именоваться Днем соборности и свободы.
Не стал общенародным и не приобрел уважения и учрежденный Ющенко Орден Свободы, Этой наградой экс-президент успел наградить несколько десятков своих соратников по Майдану плюс грузина Саакашвили. После бесславного ухода Ющенко с политической арены, почил в бозе и учрежденный им орден.
Как известно, история имеет свойство повторяться дважды. Второй раз как фарс. Именно это произошло на наших глазах после второго Майдана. В преддверии его первой годовщины президент Порошенко учредил вместо Дня Свободы другой день- День Достоинства. Уже в честь нового Майдана, названного его сторонниками «революцией достоинства». «Дуплетом» к празднику придумали и соответствующий орден- Небесной сотни.
Учитывая ситуацию в стране, не побоюсь спрогнозировать, что и новый праздник, и новый орден буквально через год ждет судьба их незадачливых предшественников. Ведь уже сегодня бывшие сторонники Майдана задают друг другу на митингах и в соцсетях недоуменное «За что боролись?».
Уже сегодня натужная пропагандистская трескотня о невиданном национальном единении разбивается о суровую реальность потери свыше 50 тысяч квадратных километров территории с населением почти 8 миллионов человек. Правда, изворотливые пропагандисты режима пытаются уверить общество, что потеря Крыма и Донбасса пошла Украине только на пользу, сделала нацию сплоченнее. А чтобы подчеркнуть единство страны, ее президент делит сограждан на «нас» и «их», и видит залог «нашей победы» в том, чтобы «их» дети вместо школ сидели в подвалах.
Праздновать годовщину Майдана есть кому. Ведь кроме тысяч семей, в которые пришли похоронки с восточного фронта, кроме тысяч семей, чьи отцы, братья и мужья стали инвалидами и ампутантами, кроме миллионов людей у которых заморозили пенсии и зарплаты и вывернули из карманов последнее махинациями с курсом доллара, в этой стране есть и другие люди.
Взять хотя бы Мустафу Найема. Того самого, который призывал народ год назад выйти на Майдан. Сегодня у Мустафы все хорошо. На распаде страны, на горе и крови людей, на войне и экономическом кризисе он сделал головокружительную карьеру, став нардепом от правящей партии и продолжает агитировать за войну до последнего украинца в перерывах между жалобами на маленькую депутатскую зарплату.
Не менее хорошо живется и другим пропагандистам Майдана — Сергею Высоцкому, Сергею Лещенко, Виктории Сюмар, Татьяне Черновол, Егору Соболеву. Все они, в отличие от простых работяг, отрываемых от семей и посылаемых на убой за «единую страну», не потеряли, а только приобрели в результате Майдана.
«В шоколаде» и олигархи. Те самые, против которых, якобы, и поднялся Майдан. Где сегодня бывший глава администрации Януковича Сергей Левочкин? В парламенте. И олигарх Тарута там же. Олигарх Коломойский подмял под себя Днепропетровскую область и благодаря вложенным в выборы деньгам контролирует половину парламента.
А самый главный олигарх Порошенко стал президентом. То есть он, «шоколадный король», сегодня «в шоколаде» вдвойне. Умудряется и «войну с Россией» вести и фабрику на вражеской территории держать
А что получили те, кто мерз на Майдане прошлой зимой?
Одни получили право геройски умереть от ополченческой пули за страну, которой они не нужны, и быть похороненными в безымянной братской могиле, оставив семью без кормильца.
Другие получили право красить заборы в сине-желтый цвет и гордиться тем, что родились украинцами.
Третьи получили нового президента и новый парламент, чтобы уже на второй день проклинать их за то, что они еще хуже, чем прежние.
Четвертые получили возможность безнаказанно убивать сограждан с другой точкой зрения, мечтать о резервациях для «ватников», крушить чужие памятники и засовывать беззащитных людей в мусорные баки.
А все вместе получили доллар по 16 и еще более тугую, чем при Януковиче, кредитную удавку на шее, сокращение социальных расходов и льгот, массовую безработицу, рост цен на продукты, лекарства и транспорт, на газ, воду и электричество. Все это ради того, чтобы бездарное правительство смогло получить новый кредит от МВФ и продлить свою агонию еще на полгода-год.
Без сомнения, через пару дней мы увидим пир во время чумы за бюджетные средства. И лощеные рожи тех, кому есть что терять. Увидим парады и марши, песни и пляски. Услышим пафосные патриотические спичи о том, что мы едины как никогда, что «революция достоинства» навсегда изменила украинцев, и прочее бла-бла-бла.
Однако за этими помпезными декорациями пустота.
И все сильнее слышны голоса тех, кто верит своим глазам, а не пропаганде. Кто видит, что ничего в стране не поменялось. Ну, кроме задницы на пресловутом Золотом Унитазе.
Который, как известно, «революционеры» искали-искали, да так и не нашли.
Алексей Блюминов