Экономисты из ИМЭМО и Института Европы РАН усомнились в честности украинской государственной статистики. По их подсчетам, бегство капитала и инфляция на Украине намного выше официальных, а производство, экспорт и собираемость налогов — намного ниже. Переориентация торговли на ЕС не компенсировала и половины потерь от свертывания связей с Россией. При этом ЗВР почти втрое ниже внешнего долга, а МВФ предоставил лишь четверть от обещанной помощи. Пирамида украинской экономики рухнула, и дефолт уже можно назвать фактом, полагают эксперты.
По данным Госстата страны, за прошедшие двенадцать месяцев цены выросли на 20%, а промпроизводство упало на 9%. Но у заведующего отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Якова Миркина данные украинской статистики вызывают вопросы. Они более оптимистичны, чем в кризисном 2008 году, хотя сейчас в стране идет гражданская война, отмечает эксперт. «Либо официальные украинские данные не совсем корректны, либо мы в корне неверно представляем себе происходящее на Украине», — цитирует Миркина «РГ».
Эксперт считает, что статистика Киева обманчива. В 2013 году ВВП Украины на душу населения составлял около $3,9 тыс, по итогам этого года, по прогнозу МВФ, будет на уровне $3 тыс. Инвестиции упали вдвое — с 15,7% в 2013 году до 8,2% ВВП в этом году (прогноз МВФ). Импорт упал на 21%. Явно занизил Госстат Украины и инфляцию: даже в 2008 году, когда гривна так не падала, инфляция была 25%.
Руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы Александр Гусев указывает, что собираемость налогов на Украине упала на 25%, а отток капитала возрос в три раза. По итогам 2013 года он составил порядка $8-9 млрд, а только за январь-октябрь из страны утекло $25-27 млрд. Украина лишилась значительной части газовых месторождений и запасов угля, минерально-сырьевая база страны сократилась на 40%, отметил эксперт.
Не оправдала себя и ставка на резкий разворот от торговли с Россией к Евросоюзу. Обнулив таможенные пошлины для украинских товаров, Евросоюз одновременно снизил квоты на них. Например, в 2013 году Украина экспортировала 3 миллиона тонн зерна в ЕС, в этом году квота сокращена до 300 тысяч тонн. Такое же десятикратное сокращение постигло квоту на сахар-сырец. По промышленным товарам квоты сокращены на 10-15%. В результате односторонние преференции ЕС за 8 месяцев дали Украине $1,2 млрд, а потери от рвущихся связей с Россией за тот же срок составили $2,5 млрд. Открытый рынок ЕС оказался фикцией, считает Гусев.
Яков Миркин напоминает, что из обещанных $17 млрд реально получены лишь $4,6 млрд. Внешний долг Украины при этом стремительно растет. В конце 2013 он составлял 41% ВВП, к концу этого года, прогнозирует МВФ, будет уже 67,5%. В пересчете на доллары Украина сейчас должна $42 млрд. Объем же золотовалютных резервов Украины — всего $16,4. (Уже гораздо меньше.Только за октябрбь ЗВР Украины рухнули на 23,2%, до $12,587 млрд, сообщается на сайте НБУ... Прим. RUSFАCT.RU).В этих условиях нарастает риск дефолта, считает Миркин.
Украина уже перешла в состояние дефолта, уверен Александр Гусев. По его словам, в 2015 году стране нужно вернуть международным кредиторам $18,5 млрд, и неясно, где взять эти деньги. «Ситуация катастрофическая для экономики. Нельзя бесконечно занимать, чтобы расплачиваться по прежним кредитам, это приведет к неизбежному дефолту», — опасается Гусев.