В декабре 2013-го завершила свою работу наша очередная экспедиция. Были на Мадагаскаре… Нынче на остров не поедешь – эпидемия чумы. Гражданам России МИД РФ не рекомендовал туда ехать. Украинский МИД молчит. То ли не знает и молчит. Почему не знает? То ли знает и молчит. Почему тогда молчит? Связываемся с соотечественниками на Мадагаскаре (они и там есть!).
Приезжайте, говорим, переждите у нас чуму.
А они в ответ:
- Нам наш МИД не рекомендует ехать на Украину – опасно.
- Так не чума ж?
- Вот именно, не чума! Мы-то знаем, что делать со своей бедой, а вы со своей?
Никто ни к кому не поехал.
На острове погибло от болезни 49 человек. На Украине … Даже сколько тысяч жизней унесено, никто сказать не может. Не считают? Или со счета сбились?
Ровно год назад, вернувшись из двухнедельной командировки, первым делом пошел на майдан. Как там? Что? Поразил поваленный памятник Ленину. Точнее, не он сам, а люди с каким-то остервенением отбивавшие от статуи, охраняемой, кстати, законом, кусочки гранита на память. Подумалось: как так? Центр Европы?! Кто? Зачем? Почему?
Целый год Украина сносила памятники. Тележурналисты взахлёб, опережая друг друга, находили очередные постаменты и (о чудо!) всегда поспевали оказаться в нужное время около них, всегда поспевали заснять очередной «подвиг» ниспровергателей.
В Берлине напротив университета им. Александра Гумбольдта прямо в основание площади вмонтирован стеклянный квадрат, днем пройдешь - не заметишь, вечером же из него, из-под земли, льется свет, не заглянуть внутрь просто невозможно. А там белая комната, уставленная книжными стеллажами. Понимаешь, что комната – зал библиотеки. А книг нет. Ни одной. И табличек нет с надписями. Но каждый немец знает, что это памятник. Памятник сожженным на этом месте книгам. Кто не помнит кадры из хроники фашистской Германии 30-х годов? Центр Европы. Жгут книги. Зачем? Почему?
Не покидало чувство какой-то непонятной вины. Как будто и я виноват в этом. Почему мне за людей стыдно (не знаю уж перед кем?) - стыдно за тех, кто это допустил? Вопросы вроде как одинаковые по поводу событий, что в Киеве произошли год назад, а в Берлине восемью десятилетиями раньше. А вот с ответами… В Германии на эти вопросы находят ответы. Появляются новые вопросы - опять ищут ответы. И снова находят. На Украине… Не слишком ли, однако, жёсткая параллель: Германия 1930-х и Украина 2010-х? Корректно ли сравнивать? Всё-таки двадцатый первый век – и такие далёкие тридцатые годы прошлого столетия? Месяц назад в моей стране были закрыты полтора десятка печатных изданий. Все почему-то на русском языке. Их не сожгли, даже спичкой не чиркнули – без костра обошлось. А есть ли разница? Да никакой! И опять стыдно… Костров нет, а жар такой, что дышать нечем. Ведь тут даже и жечь ничего не надо, в прессе удивительное единодушие и единомыслие. Как по команде, все «забыли» вдруг с чего всё началось. Может, для того и новое министерство информации придумали, чтобы люди отучились вспоминать?
Год назад «злочинна» влада решила отсрочить подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. Смели её за это. Через полгода незлочинна влада подписала всё, что хотела. И что, как говорят химики, в сухом остатке? Территория Украины уменьшилась на 13%. Кто-то говорит, что это «временно не управляемые Украиной территории». Незлочинна влада потеряла управление над территорией, равной по площади Голландии и Швейцарии, вместе взятых. Теперь Украина не 44-е в мире государство по площади, а 49-е (тот же остров Мадагаскар обошел), да и в Европе Франция теперь стала больше Украины. Население сократилось на 18% - это ни много ни мало население Швейцарии, правда, на сей раз без Голландии.
По всем украинским каналам вещают, что и Крым с Севастополем, и Донецкая область с Луганской – регионы дотационные. То есть на дотации украинское правительство теперь не тратится, не платит пенсии сотням тысяч пенсионеров, не выдает зарплаты сотням тысяч врачей и учителей. Да ещё теперь «злочинна» влада перестала грабить. Это ж какие деньжищи должны завестись в казне! Ан нет, казна ещё больше опустела. Война забирает? Так, глядя на голого и босого, голодного украинского бойца, понимаешь, что мужи, взявшиеся управлять державой, не сильно тратятся на войну. Может, экономика остановилась? Да нет, премьер заявляет, что падение производства всего на 7%. Сущие мелочи! Так и хочется чем-нибудь за это премьера наградить. Правда, овощами его на зиму обеспечили ещё в ходе президентской кампании, а на большее средств нет.
Чётко сознаю, что все стали жить ровно в два раза хуже (речь о народе, не о его слугах). Шальная мысль закрадывается: неужели грабить не перестали? Как? Кто? Всех ведь, кто грабил, изгнали из страны, теперь через Интерпол разыскивают? Неужели новая «незлочинна» влада тем же занялась?.. Да нет, не может быть! Кстати, что нам такого ещё обещали, что народ ринулся голосовать за теперешних? Ах, да! Визы отменят. А зачем? На какие шиши теперь в Европу ездить? У кого есть украинская валюта, не может купить иностранную, а гривну Европа почему-то принимать не хочет. Впрочем, это ещё не беда. Скоро граждане Украины будут рады тому, что хоть на еду хватает. Да и не собиралась Европа отменять визовый режим. Это оттуда к нам, как к себе домой, прут – без стука.
…Сегодня зашел в магазин в центре Киева. На прилавке - упаковка с круассанами… Вспомнился Париж, где проездом провёл в прошлом году несколько вечерних часов. Захотелось вечером отведать круассанов – не получилось. Французы смотрели на меня, как на пришельца-инопланетянина: какие круассаны после полудня? Это уже не еда! Это есть нельзя! Это же выбрасывают! Глянул на украинскую упаковку. Срок годности… 30 дней. Неужели французы обманули? Неужели не выбрасывают? А с остальными отходами что делают? Так значит, вот для чего мы нужны Европе! Мы, независимые, гордые, исполненные достоинства…