У меня в ленте сегодня неоднократно упоминалась библейская история про право первородства и чечевичную похлебку.
У нас обыкновенно любят ее интерпретировать, что, мол, похлебка - это презренное материальное, жвачка и сто сортов колбасы (хамон и пармезан в качестве актуального ребрендинга).
А право первородства - это нечто зашибись духовное, ради чего благородный человек должен с негодованием отвергнуть все низменное.
Но как бы это немного не так. Похлебка – ресурс сиюминутный и легко отчуждаемый, а право первородства – штука долгосрочная, в традиционном обществе – незыблемая. Очередь наследования, не хрен собачий. Уж куда материальнее.
Всегда-всегда, когда вы принимаете якобы выбор между достоинством и материальным благополучием – вы теряете и то, и другое.
Вы садитесь на оба стула, и каждый с острыми пиками.
Сам тот факт, что перед вами поставлен этот выбор – означает, что вы в слабой позиции и вы проигрываете. Я не играю в го, но, наверняка, это можно красиво проиллюстрировать картинкой оттуда.
Тем, кто готов отдать достоинство и предать своих (#КрымНаш), – тем не обломится варенья, печенья и дизайнерских туфель.
Материальное благополучие получают по праву рождения, берут силой, умом, хитростью, талантами разного рода. Его не выпрашивает в обмен на сдачу своих. Договоренности со слабыми – для сильных не имеют никакого значения. Слабым не платят контрибуций. Слабым присылают гуманитарную помощь, как в начале 90-х.
Слабый всегда получает и войну, и позор.
Если кто-то думает, что экономическая картинка выглядела б лучше, если б не #КрымНаш – то либо дурачок, либо сознательный враг. Если б мы сдали своих – евро бы стоил столько же. Только нам бы пришлось дальше с сознанием того, что мы предатели. С перебитым хребтом.
Впервые за много лет мы попытались стать сильными.
А теперь обо мне и расхожем штампе про «Кризис – это новые возможности блаблабла».
Если б не события 2008-2009 и не увольнение меня с позиции pr-директора девелоперской компании – я бы не написала ряда смс, не сделала бы ряда звонков и предложений.
И мне даже неприятно думать, где бы я была, если б не.
Ольга Архарова, выпускник ВШЭ в ватнике