Многие в Берлине считают, что бундесвер находится в критическом положении и слишком слаб, чтобы воевать за пределами ФРГ. Из-за дефицита техники приходится тренироваться на гражданском оборудовании и даже отменять учения.
«2014 год стал годом правды для бундесвера»,- цитирует лондонская Times ежегодный доклад Главного проверяющего немецких ВС в бундестаге Гельмута Кёнингхауса. - Дефицит и нехватка техники и оборудования и проблемы в поддержании его в порядке стали неприемлемыми».
Понять герра Кёнингхауса несложно. Дело дошло до того, что из-за нехватки БМП и БТР немецким военнослужащим приходится тренироваться на… микроавтобусах Mercedes Vito.
Одними «мерсами» участие гражданского автопрома в повышении боеготовности армии ФРГ не ограничилось. Известны неоднократные случаи использования внедорожников Nissan Pathfinder и других джипов для замены бронированных машин скорой помощи и бронеавтомобилей Dingo.
В прошлом году немецким военным пришлось отказаться от участия в учениях НАТО. Спецподразделения бундесвера KSK должны иметь на вооружении 9 транспортных вертолетов, готовых в любую минуту подняться в воздух, но перед учениями выяснилось, что 8 из них вышли из строя, а у последнего до прохождения обязательного техосмотра осталось лишь три часа летного времени.
Не лучше ситуация и в грозной какие-то несколько десятилетий назад люфтваффе. Немецким пилотам в связи с техническим состоянием самолетов удалось налетать в прошлом году лишь две трети от обязательного числа летных часов. Если дело будет продвигаться такими темпами и дальше, то в самом ближайшем будущем командование НАТО будет вынуждено отстранять их от полетов за недостатком летной практики.
Министерство обороны ФРГ сильно оконфузилось прошлой осенью, когда за полутора сотнями солдат и офицеров, ждавших в Мазари-Шарифе отправки на родину, пришлось отправлять самолет из авиапарка канцлера Ангелы Меркель. На военно-транспортном самолете Airbus 310, на котором должны были возвращаться военные, оказались неисправны кислородные маски.
Проблемы с материально-техническим снабжением бундесвера стали особенно заметны во второй половине прошлого года, когда начались поставки оружия курдам, сражающимся с боевиками Исламского государства. Два из трех имеющихся на вооружении бундесвера военно-транспортных самолетов Transall должны были доставить в Эрбиль крупную партию оружия, но оба сломались. Пришлось арендовать транспортный военный самолет у Голландии. С ним, кстати, тоже возникли проблемы.
Жесткой критике в докладе Гельмута Кёнингхауса подверглось все. В том числе и бытовые условия, в которых живут солдаты. В 38% казарм проверка выявила серьезные недостатки, а 269 из 3 тыс. зданий вообще непригодны для проживания людей из-за наличия грибка и плесени.
Доклад герра Кёнингхауса лишний раз подтвердил слова министра обороны ФРГ Урсулы фон дер Ляйен, которая была вынуждена признать в прошлом году, что немецкие вооруженные силы не в состоянии в полном объеме выполнять все обязательства перед НАТО.
Осенью прошлого специальная комиссия экспертов подготовила для депутатов бундестага доклад о состоянии немецких ВС, который привел законодателей в состояние, близкое к шоку. Конечно, все они знали о проблемах, но до ознакомления с цифрами не догадывались, насколько они глубоки. Достаточно сказать, что подняться в воздух могут лишь 42 из 109 истребителей «тайфун», 38 из 89 бомбардировщиков «торнадо». Из 406 танков «мартен» выйти из боксов могут только 280.
Готовность техники к боевым действиям оценивается по трехцветной шкале. По словам командующего ВВС, генерал-лейтенанта Карла Мюльнера, несмотря на самый высокий, зеленый цвет напротив ряда самолетов авиация работает на пределе возможностей и с трудом выполняет текущие задачи. В качестве примера он привел вертолеты NH90. По состоянию на конец сентября 2014 года лишь 2 из 33 машин могли подняться в воздух.
Еще одна анекдотичная ситуация, дающая наглядное представление о тяжелом положении с комплектующими и запчастями, возникла с ракетами Patriot. Одна из немецких ракетных частей в рамках НАТО развернута в Турции. Для того, чтобы поддерживать ракеты в Турции в состоянии боевой готовности ракетчики вынуждены снимать необходимые части и детали с ракет, находящихся на территории Германии.
Немецкие «ястребы» наверняка попытаются воспользоваться плачевным состоянием бундесвера для обоснования призывов к увеличению расходов на оборону. По соглашению члены НАТО должны тратить на оборону не меньше 2% ВВП. В Германии эта цифра сейчас почти вдвое ниже – лишь 1,3%. Не удивительно, что она занимает по этому показателю 14 место из 28 членов НАТО.
Тем не менее, шансы военных на увеличение бюджета невелики. Канцлер Меркель мечтает о сбалансированном бюджете и, несмотря на ситуацию с Украиной и бедственное положение бундесвера, увеличивать расходы на оборону не намерена. В прошлом году правительство сократило бюджет минобороны на 400 млн евро до 32,8 млрд евро, а в этом собирается урезать расходы военных еще на 700 млн.