Украинское издание «Вести» публикует материал, посвященный годовщине «Одесской Хатыни». Приводим наиболее значимые фрагменты из этого текста.
«Когда в лагере узнали, что на Греческой дружина разбита, среди наших опять случился раскол. Половина предлагала разойтись, половина - остаться. Кстати, за второе были бабы в основном. Не хотели уходить, хоть ты тресни. Ну знаешь, как это бывает? Тогда наши решили отойти в Дом профсоюзов и построить баррикаду на входе, где колонны, на крыльце самом. А всех женщин решили спрятать от набегавших уже майдановцев внутри. Всего в Дом профсоюзов забежало сотни четыре человек. Большинство из них - пожилые женщины, пенсионеры, были даже подростки. Реальных бойцов в ДП почти не было. Может, пару десятков. Сначала мы отбивались еще на крыльце, потом поняли, что баррикаду на входе не удержать - на нас просто ливень обрушился из коктейлей Молотова и камней. Тогда мы отступили внутрь и забаррикадировали вход всяким подручным барахлом: столами, шкафами. Затем вспыхнул огонь. Пожар случился из-за того, что в несколько окон попали брошенные майдановцами коктейли Молотова. Полыхнула пластиковая обшивка в комнатах на втором и третьем этажах очень быстро - там были сквозняки, как в вытяжной трубе. Потом вспыхнула с внешней стороны дверь. Когда загорелось несколько помещений, все начали метаться туда-сюда, повалил бело-зеленый дым. Некоторые делали один-два вдоха и падали без сознания. Большинству удалось спастись. Они выбегали через задний вход во двор Дома профсоюзов. С фасадной стороны было уже не выбраться - там стояли толпы майдановцев с палками», - рассказал после событий один из членов Народной дружины. По информации группы независимого расследования «2 мая», из горевшего Дома профсоюзов удалось спастись 380 одесситам.
Организованной обороны Дома профсоюзов не было. Незадолго до прихода на Куликово поле толпы с Греческой площади палаточный городок покинул лидер Народной дружины Артем Давидченко.
Людьми, укрывшимися в ДП, пытались руководить депутаты Одесского облсовета Алексей Албу и Вячеслав Маркин. Первому удалось спастись (после 4 мая Алексей Албу руководил штурмом ГУВД и освобождением задержанных активистов Антимайдана, а затем уехал из Украины), второй после прыжка серьезно пострадал от падения и скончался в больнице.
19:45—21:00. Палаточный городок перед Домом профсоюзов был сметен в первые же минуты, после того как туда ворвалась возбужденная толпа с Греческой площади. Палатки были сожжены, а в ДП полетели камни и бутылки с горючей смесью, с крыши в собравшихся - куски асфальта и коктейли.
Огонь охватил внешнюю сторону двери главного входа в ДП, из окон нескольких кабинетов повалил густой дым, стали видны языки пламени. На карнизах окон кабинетов гроздьями повисли люди. Горящие комнаты стали смертельными ловушками. Многие, пытаясь спастись от огня, прыгают вниз с третьего и четвертого этажей. Большая часть из них погибает, но некоторым удается спастись, получив кучу переломов. Спасшимся и выведенным из горящего здания серьезно достается от возбужденной толпы.
Много гворилось о том, что их добивали битами, что евромайдановцы отрицали. Мы можем говорить лишь о том, что видел наш корреспондент: людей под Домом профосоюзов действительно добивали палками. Но делали это два-три человека. Один из них - Всеволод Г., юрист, адвокат, один из лидеров местного Евромайдана. Впрочем, он и не скрывал этот факт (да и на видео его хорошо видно).
Как утверждают «Вести», другие евромайдановцы якобы «пытались беспредел остановить», «помогали выбравшимся избежать самосуда».
20:50. Пожар в Доме профсоюзов потушен. Первая пожарная машина приезжает лишь через 38 минут после телефонного звонка о пожаре на Куликовом поле. Еще минут 10 пожарные бездействуют и не пытаются тушить пламя. Позже руководство одесского МЧС попытается оправдаться, мол, боялись бросать пожарных в гущу массовых беспорядков. Бездействовали и милиционеры. Ни один из них не попытался скрутить или хотя бы отобрать бутылку с горящей смесью у бушевавших снаружи хулиганов…
Спустя время появятся первые результаты следствия и экспертиз.
По мнению следствия МВД, пожар в Доме профсоюзов произошел из-за «внесения постороннего огня» внутрь.
Количество погибших в ДП - 42 человека, 34 из них умерли от отравления угарным газом и ожогов.
Всего 2 мая было ранено 250 человек, из них 18 милиционеров. 48 человек погибло.
Во многих случаях точные причины смерти в массовых беспорядках и пожаре названы не были - большая часть вещественных доказательств по загадочной причине пропала из кабинетов следователей.
Заместитель главы начальника одесского областного УВД Дмитрий Фучеджи после событий 2 мая был задержан для дачи показаний, затем отпущен. Он скрылся в Приднестровье. «Меня делают крайним в том, что случилось. Все, что я скажу в свою защиту, сейчас будет истолковано превратно. В любом случае я делал все что мог и изо всех сил старался предотвратить беспорядки», - рассказал по телефону опальный правоохранитель автору материала после 2 мая.
Большинство лидеров и активных участников массовых беспорядков со стороны Антимайдана скрылись от следствия и сейчас находятся в Крыму и ДНР.
Уголовное производство в отношении заподозренного в добивании раненых возле Дома профсоюзов Всеволода Г. закрыто за недостатком доказательств.
Стрелявший из охотничьего ствола с балкона Дома болгарской культуры Сергей Х. освобожден из-под стражи.
Судебное производство над задержанными активистами одесского Антимайдана продолжается.
То, что произошло после одесской трагедии, стало символом моральной катастрофы украинского общества, скатывающегося к войне. Сеть заполнилась радостными криками «победителей» на тему «сожгли колорадов, так им и надо». Люди окончательно поделили мир на своих и чужих. Причем чужих можно и даже нужно убивать.