Сложно сказать, какую далеко идущую цель преследовали в социологической конторе Pew Research Center, организуя масштабный опрос об отношении мира к России, но удалось ли им нашего усредненного соотечественника его результатами расстроить - вопрос.
Да, нас в мире, как следует из опроса не то чтобы не любят - недолюбливают.
Хорошо это или плохо - тут ответ возможно дать лишь исходя из того, на какой социологической платформе находишься. «Либерал» поморщится и затянет любимый мотив про «вот это точно дно», государственник ухмыльнется. Но вряд ли кто с ходу подумает об одном принципиальном моменте.
Мы ведь хотим, очень хотим, чтобы нас любили. Спорить с этим наблюдением бессмысленно - слишком много фактов говорит в эту пользу. Тут и прямые госзаказы по построению в глазах иностранцев позитивного имиджа России, и учреждение целого вещательного холдинга, который, согласно изначальной задумке, рассказывает иностранному зрителю о России.
Возможно что-то в этом деликатном механизме самопиара и дало сбой. Недожали, недотянули, недотратили и много других «недо-» крутятся в голове. И собирается в один вопрос: «А оно нам вообще надо?». Увы, скорее риторический.
В беседе с обозревателем KM.RU публицист, автор бестселлеров «Почему Россия не Америка» и «Почему Америка наступает» Андрей Паршев заметил, что совсем не удивлен результатами нашумевшего социологического исследования:
- Эту новость неожиданной никак не назовешь. Может кому-то это действительно кажется невероятным, но в целом т.н. «цивилизованный мир» к России и русским действительно относится плохо, порой бывают случаи просто иррациональной, какой-то религиозной ненависти, каковая в наших краях и аналогов-то не имеет.
Причем речь идет не только от США, где десятилетия антирусской пропаганды не прошли даром, но и для Европейских стран. Тенденция эта непосредственно с событиями на Украине никак не связана - русофобия на Западе процветала и в те годы, когда нашим министром иностранных дел был небезызвестный Козырев.
Если поднять архивы и посмотреть замеры отношения к России в 90-е, когда мы буквально во всем шли у Запада на поводу - там картина будет может быть лишь чуточку позитивнее.
Более того, я бы вообще не драматизировал этот факт, поскольку мы, как объекты ненависти для Запада, отнюдь не одиноки. Также они ненавидят, скажем, Иран и Северную Корею, да и Китай вызывает понятные опасения.
Последние же события на Украине и развернувшаяся на этом фоне во всех мировых СМИ оголтелая антироссийская кампания, конечно, добавили какие-то проценты в этом рейтинге, но, поверьте, лишь самую малость.
Конечно, это дискуссионный вопрос, нужно ли нам пытаться Западу понравиться, есть ли вообще смысл заниматься, как сейчас принято говорить, продвижением бренда, саморекламой. Тут нужно разделять пути достижения этой цели.
С одной стороны, привлечения разного рода международных агентств, специализирующихся на этих услугах, выглядит неоправданным; с другой, судя по той настоящей истерике, которую на Западе вызвал сам факт существования и работы российской телекомпании Russia Today и когда были предприняты прямые попытки ограничить ее распространение на Западе, можно прийти к выводу, что определенные успехи нами все же были достигнуты.
Сила этого и подобных ему инструментов как раз в том, что западному телезрителю дается альтернативная информация о России, которую он по местным каналам СМИ не имеет возможности получить, а рекламу «в лоб» не приемлет.
Тут надо, конечно, признать, что наши возможности в информационной войне неравны, но тем ценнее и те результаты, которых удалось достичь. За теми пусть и не великими процентами тех, кто симпатизирует России на Западе стоит кропотливая и очень нелегкая работа, достойная похвалы.