Курортный сезон в Прибалтике подходит к концу. Туристические отрасли Латвии, Эстонии и Литвы подсчитывают недополученные доходы, связанные с уходом российского туриста. Виной неудавшемуся сезону, однако, стали не только похудевшие кошельки россиян, но и агрессивная антироссийская политика малых, но гордых республик. Портал RuBaltic.ru проанализировал масштабы падения спроса на прибалтийское направление со стороны россиян, а также размер потерь, которые несут туристические отрасли Латвии, Литвы и Эстонии из-за политики прибалтийских вождей.
Юрмала пустеет без «Новой волны»
«В Прибалтике сейчас самый разгар курортного сезона. При этом в Юрмале лишь изредка можно встретить прохожих на знаменитой улице Йомас, концертный зал «Дзинтари» практически всегда пустует, а большинство ресторанов в городе закрыто», — говорится в сюжете журналиста Андрея Храмцова, показанном на телеканале НТВ.
Безусловно, латвийский политбомонд списывает подобные оценки на совесть кремлевской пропаганды, да только существует одна упрямая вещь, которая зовется статистикой. Так, по данным Центрального Статистического Управления, в первом квартале 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число туристов из России сократилось на 40%. Наиболее катастрофического значения обвал турпотока достиг в канун Нового года. На рождественские праздники латвийское направление получило семидесятипроцентный спад спроса со стороны россиян.
По словам сотрудницы Юрмальского бюро туристической информации Александры Страмкале, количество российских гостей в самом большом курортном городе стран Балтии в этом сезоне уменьшилось на треть.
Именно «руссо туристо» был самым частым посетителем Латвийской республики. Удельный вес гостей из России в прошлом году составлял 22% от общего количества интуристов. Следующая по численности группа посетителей — немцы, достигала лишь 11%.
Помимо прочего, российские туристы в Прибалтике всегда были наиболее щедрыми гостями. По данным исследования четырехлетней давности, проводившегося компанией Factum Group, за время своего пребывания в Латвии средний турист раскошеливается на 531 евро, тогда как средний гость из России оставлял 1277 евро.
Отток россиян из стран Прибалтики уже привел к обвалу цен на услуги гостиниц. Так, по результатам исследования онлайн-сервиса Hotellook.ru, в Латвии средняя стоимость ночи в отеле снизилась со 121 до 89 долларов или на 26%. В свою очередь СМИ отмечают, что цена бронирования номеров в гостиницах Юрмалы, по сравнению с предыдущим годом, и вовсе снизилась в 2-3 раза, что главным образом связано с уходом культового фестиваля «Новая волна».
Мечта Литвы стать туристическим государством не состоялась
Если в середине 90-х годов официальный Вильнюс планировал превратить туризм в приоритетное направление экономики, то сегодня эта отрасль народного хозяйства Литвы находится на грани коллапса. Департамент туризма, например, уже сообщил о закрытии всех турпредставительств за границей. Причиной такого радикального решения стало банальное отсутствие средств, правительство попросту отказало в финансировании.
Нетрудно догадаться, что проблема в туристической отрасли связана с уменьшением числа иностранных гостей, главным образом россиян. В прошлом году в Литве уже было на 8,8% меньше туристов из России, чем в 2013 г. В последнем квартале года — на 19,7%. Негативная тенденция продолжается. «Согласно нашей статистике, в 2013–2014 годах активность россиян сократилась на треть», — сообщила специалист туристического портала PrieJūros.lt Вайда Юркенене.
В среднем, один гость из России проводил в Литве 5 дней и тратил порядка 450 евро, а в совокупности путешествующие россияне оставляли литовской экономике около 800 млн евро ежегодно. Массовый отток россиян уже с лихвой ощутил гостиничный бизнес: цены в литовских отелях по сравнению с прошлым годом снизились более чем на 30%.
Помимо российских туристов, «удивительным образом» сократилось число лиц и из других стран, желающих посетить страну Грибаускайте и Буткявичюса. Как сообщает Литовский департамент туризма, в прошлом году в гостиницах Литвы было на 7,7% меньше польских туристов, чем в 2013 г. За последние же несколько лет число польских гостей в литовской столице уменьшилось чуть ли не на половину. Главной причиной этого являются проблемы двусторонних отношений между Вильнюсом и Варшавой.
Колоссальный отток польских гостей из Литвы показывает, что политический фон и риторика власть имущих влияют на решение посетить ту или иную страну ничуть не меньше, чем девальвация валюты и отощавшие кошельки.
Алина Оболевич, русский гид в Вильнюсе
«В польских газетах и на телевидении постоянно говорится, что здесь поляков не любят, что отношения плохие. Некоторые звонят и спрашивают, безопасно ли приезжать на своем автомобиле, опасаются, что здесь их машину разобьют. Спрашивают, безопасно ли говорить между собой по-польски на улицах старого города. А за последний год к этим страхам и стереотипам прибавились события в Украине. Часть туристов опасается, что у наших границ стоят российские танки. Некоторые даже не понимают, что у Литвы нет общей границы с Украиной».
Литовский турбизнес, однако, не унывает и лелеет надежду покрыть убытки от пропажи российского туриста за счет растущей динамики гостей из Беларуси: последний год количество посетителей из братского России государства постоянно росло. В целом же, для коллапсирующей туротрасли Литвы, дальнейшие прогнозы представляются в мрачном свете. Так, президент Литовской ассоциации гостиниц и ресторанов Эвалда Шишкаускене полагает, что по итогам 2015 года количество гостей из России снизится на 40-50%. При подобном сценарии в этом году Литва потеряет более 100 тыс. туристов, а рост числа гостей из Беларуси вряд ли компенсирует даже малую толику потерь от массового ухода россиян.
Вот так антироссийская пропаганда, агрессивная внешняя политика и натянутые отношения с соседней Польшей губят литовскую мечту стать страной туризма, которая была столь актуальной на заре восстановления государственной независимости.
Уход «руссо туристо» ударит по Таллину и Ида-Вирумаа
Худший в своей истории туристический сезон переживает Эстония. По данным Департамента статистики, в первые месяцы этого года падение потока туристов из России составило 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эксперты прогнозируют дальнейшее снижение численности приезжающих на отдых в Эстонию россиян на 20-30%, что приведет к пятипроцентному сокращению всего рынка туристических услуг, объем которого в прошлом году составлял 1,1 млрд евро (5,6% ВВП Эстонии). По сообщению министерства экономики и коммуникации Эстонии, туротрасль страны в этом году может недосчитаться более 50 млн евро.
Россияне вовсе не являются главными почитателями красот Эстонской Республики. Среди туристов с большим отрывом лидируют финны, составляющие практически половину от общего числа всех иностранных гостей (46%). Второе место занимают посетители из России, которых, по данным прошлого года, насчитывалось 14%. И, несмотря на то, что численность российских гостей на общем фоне не кажется столь большой, 30% снижение несет тяжелейший урон всей туристической отрасли. Ведь, например, в январе каждый третий отдыхающий в Эстонии иностранец — россиянин. При этом основной удар от снижения потока российских гостей придется на Таллин и Ида-Вирумаа. В этих городах удельный вес «руссо туристо» традиционно достигает 40-50%.
Падение заинтересованности со стороны российских гостей уже сильно бьет по эстонской экономике, создавая определенные риски. Так, в мае по причине резкого сокращения числа пассажиров из России железнодорожная компания GoRail, на протяжении 17 лет обслуживающая маршрут Таллин — Москва, сообщила о закрытии этого направления. Курсирование поездов было приостановлено. Однако после успешных переговоров с Москвой исторический маршрут между двумя столицами все-таки удалось сохранить.
Алар Пинсель, директор GoRail
«Сложное экономико-политическое положение между Россией и Европейским союзом значительно сказалось на численности посещающих Эстонию российских туристов. Кроме того, падение курса рубля сделало путешествия для россиян дороже. Безусловно, функционирование железнодорожного сообщения для Эстонии в целом полезно, однако с экономической точки зрения линии уже долгое время приносят убыток».
Считаем убытки
Свою роль в оттоке российских туристов из стран Прибалтики сыграла целая совокупность разнообразных факторов. Базовым из них, безусловно, стали экономические причины: дешевый рубль, банкротство ряда фирм, предоставляющих туры по Латвии, Эстонии и Литве, снижение покупательной способности россиян. Но и агрессивная политическая риторика, постоянно пополняющиеся именами российских артистов и экспертов «черные списки», призывы ужесточить санкции против восточного соседа, конечно же, играют не последнюю роль.
После шокового падения курса рубля российская национальная валюта стала постепенно укрепляться. Популярность поездок заграницу вновь стала расти, но в целом же спрос на зарубежные поездки сократился на 10-20%. Однако в Латвии, Эстонии и Литве гость из России, по всей видимости, скоро станет совсем экзотическим экземпляром: сокращение численности российских туристов в трех прибалтийских республиках в этом году, в среднем, прогнозируется на уровне 40%. Значит, не кошельком единым руководствуются россияне, выбирая маршрут для отпуска.
Какой же урон в итоге понесут экономики Латвии, Литвы и Эстонии из-за ухода щедрого «руссо туристо»? Так, Эстонию по официальным данным министерства экономики и коммуникации ждет сокращение доходов минимум на 50 млн евро. Литва, где в соответствии с прогнозами президента ассоциации гостиниц и ресторанов Эвалда Шишкаускене число гостей из России к концу года может упасть на 40-50%, недосчитается также порядка 50 млн. В свою очередь Латвия, где российский турист традиционно — самый щедрый и многочисленный гость (при сохранении падения спроса со стороны восточного соседа на имеющие место в первом квартале 40%), недополучит 150 млн евро.
В целом же, за счет снижения численности щедрых российских гостей, желающих увидеть красоты Балтии, Латвия, Литва и Эстония в этом году недосчитаются более 250 млн евро. Определенную часть этой суммы прибалтийские сестры вынуждены платить за свою агрессивную антироссийскую риторику.