Прямой экономический ущерб от взрывов в Тяньцзине, прогремевших 12 августа, составил 73 млрд юаней или более 11 млрд долларов, что является крупнейшим за многие годы объемом прямых экономических потерь от техногенной катастрофы.
Взрыв в Тяньцзине – первый за много лет инцидент, привлекший внимание всего мира. Теперь «бренд Тяньцзинь» - самой развитой экономической зоны Северного Китая, может столкнуться с большими проблемами. Об этом сообщает в своей статье издание 163.com.
Уже во время подведения первых итогов расследования власти утверждали, что взрыв нанес ущерб от одного до свыше десяти миллиардов евро, а крупнейший порт и транспортный хаб Северного Китая не только понесет прямой экономический ущерб, но и, что гораздо хуже, не сможет больше быть привлекательным местом для международных инвестиций.
Ущерб в первую очередь был нанесен по автомобильному импорту в Китай. На Тяньцзинь приходится до 40% всего китайского импорта автомобилей, только за 2014 год через порт Тяньцзиня в Китай было ввезено более 500 тыс автомобилей. В результате взрыва только предполагаемые выплаты по страховкам автомобильным компаниям составят от 5 до 10 млрд юаней.
Тяньцзинь, особенно с начала 2008 года, выбился в лидеры экономического роста в КНР, а в 2010-2013 годы занимал первую строчку по росту ВВП среди других регионов страны. Крайне высокая активность отмечалась в росте ВВП Тяньцзиня в первое полугодие 2015 года, когда рост ВВП составил 9,4%, а Тяньцзинь занял третью строчку в рейтинге.
На 2014 год ВВП города составил 1,57 трлн юаней, и вряд ли можно считать ущерб в размере 73 млрд юаней, что примерно составляет 5% ВВП города, серьезным ударом по всей экономике района. Официальные власти также отмечают, что взрывы не повредят и недавно открывшейся здесь зоне свободной торговли, один из центров которой приходится как раз на зону Дунцзян, где произошли взрывы.
Район Дунцзян (东疆) – второй из в открывшейся в апреле единственной в Северном Китае зоне свободной торговле (одновременно с ней была открыта ЗСТ в Гуанчжоу, Южный Китай, другая ЗСТ в Шанхае была открыта в 2014 году). Именно здесь должны были быть сосредоточены предприятия морской логистики, международной торговли и финансов. Сам городской район Биньхай («Приморкий») - одна из важнейших точек роста в завершающейся 12-ой пятилетки. Здесь для промышленных предприятий отведено 63,1% площади города, львиная доля из которой – под предприятиями нефтехимической промышленности. Последняя занимает в ВВП города более 15%.
Тяньцзинь также в отличие от Пекина, Гуанчжоу, Шанхая и других крупных мегаполисов, где тяжелая промышленность выводится за пределы города, наоборот только наращивал ее в последние годы. Удар по Тяньцзиню – удар по химической промышленности города и промышленности района в целом.
«Удар пришелся в определенной степени на имидж Тяньцзиня, так как портовый район Биньхай для проезжающих людей как на ладони. Потери «бренда Тяньцзинь» крайне велики», - рассказывает обозреватель Сяо Цзиньчэн.
Между крупнейшими городами приморской полосы Китая существует определенная конкуренция. Они одинаково сочетают в себе большие промышленные зоны, которые производят практически весь спектр продукции. Северный Китай был несомненно представлен Тяньцзинем, но теперь после взрывов товарные потоки перенаправились в город Циндао соседней провинции Шаньдун. От проблем города также "выигрывают" океанические порты Шанхайского региона - такие как Нинбо, и в меньшей степени порты Южного Китая - Гуанчжоу и Шэньчжэнь. Выиграет в том числе и отечественное автопроизводство, базы которого также находятся в Шанхайском регионе и Южном Китае. Негативный экономический эффект от взрывов, как бы цинично это не звучало, окажет определенный позитивный экономический эффект для других конкурирующих регионов Китая.