В этом году исполнилось 100 лет с тех пор, как России были обещаны Константинополь вместе с проливами Босфор и Дарданеллы. Должно это было произойти по итогам Первой мировой войны – в случае победы Антанты, разумеется. Но хотя победа и была – во многом благодаря России – нашей стране ничего этого не досталось.
12 марта 1915 года Англия согласилась с претензиями России на Константинополь и проливы Босфор и Дарданеллы. 10 апреля окончательное согласие было получено Россией и от Франции. Многовековое стремление нашей страны поставить под свой контроль одну из ключевых геополитических точек мира едва не увенчалось успехом.
Напомним, что тогда шел второй год тяжелейшей мировой войны. Германии сопутствовал успех, и без помощи русской армии Франция и Британия были фактически обречены. В таких условиях Лондон и Париж не могли не считаться с интересами России, и пошли на очень крупные уступки.
Нельзя забывать, что еще в 1914 году немецкий блицкриг был сорван как раз действиями России. Тогда тщательно подготовленное наступление Германии на Францию провалилось благодаря смелым действиям нашей армии, ударившей с востока и заставившей Берлин пересмотреть свои военные планы. Там рассчитывали, что русские не смогут провести быстрой мобилизации, и планировали воспользоваться этой отсрочкой, чтобы расправиться с Францией.
Поначалу все складывалось для немцев лучше некуда, и франко-британские войска отступали. Но на выручку своим союзникам пришла Россия, и Германии пришлось притормозить, перебросив часть своей армии на Восток. Более того, в Галицийской битве Россия одержала блистательную победу над союзником Германии Австро-Венгрией.
Заслуги русского оружия были столь велики, что игнорировать их было невозможно. Тогда наша дипломатия могла твердо отстаивать интересы страны перед лицом других сверхдержав. В результате России удалось договориться по «вопросу проливов».
Но Запад не был бы Западом, если бы не воспользовался любой зацепкой для того, чтобы нарушить свое слово и оставить Россию без геополитических трофеев. Первая мировая война закончилась победой Антанты, но Россия, сделавшая так много для общей победы и фактически спасшая Францию от быстрого разгрома, не получила ничего! В 1917 году в нашей стране произошли две революции, потом большевики подписали с Германией и ее союзниками в Бресте т. н. «мир», который правильнее было бы назвать «капитуляцией». Понятно, что на Западе все фронтовые подвиги России тут же предпочли «забыть».
Прагматизм, доведенный до стадии цинизма, до сих пор остается стержнем политики Запада. И подтверждение этому нетрудно найти в совсем недавней истории. Кто не знает, каким геополитическим позором закончилась т. н. «политика нового мышления» перестроечной поры? Тогда Москва пошла на беспрецедентные уступки западным странам. А что же Запад? Чем ответил он Москве? Расширением НАТО на Восток. Но иначе и быть не могло: ведь история учит, что Запад готов считаться только с теми странами, на чьей стороне – сила.
Этот же урок мы можем извлечь и из событий 1915 года, казалось бы, давно ушедших в прошлое. Сильная армия, опирающаяся на крепкую экономику, и непоколебимая дипломатия – лучшие друзья России, проверенные временем. А прекраснодушные иллюзии ни к чему хорошему нашу страну никогда не приводили. Не то у нас окружение, чтобы позволять себе псевдогуманистические мечты.
'''О событиях тех времен рассказывает Наталия Нарочницкая, президент Фонда исторической перспективы:'''
– Отношение Британии к любой форме русского присутствия в Константинополе было сугубо отрицательным всегда. Когда мы оцениваем соглашение 1915 года, которое, кстати, не было оформлено договором, а состояло из обмена памятными записками и вербальной нотой, то к этому можно отнестись как к чисто тактической уловке западных держав – Англии и Франции, которым в момент, когда война оказалась очень затяжной, была нужна большая помощь России. Мы знаем, что когда война закончилась разгромом кайзеровской Германии, то на Версальской конференции Россия ни в каком виде (ни большевистская, ни старая) приглашена не была. Никто не собирался платить по старым счетам.
Австрийская исследовательница Элизабет Хереш в книге «Купленная революция» доказывает на документах, что никто не собирался выполнять эти обещания, потому что, начиная с 1916 года, Британия стала вместе с Германией, своим врагом в войне, финансировать большевиков.
Думать, что в век «общечеловеческих ценностей», «демократии» и «прав человека» можно получить какое-то лояльное отношение к самым важным геополитическим позициям России, к которым относятся свобода проливов и выход к мировому океану, было бы иллюзией.
P.S. Время собирать камни.