Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко объясняет, почему действия Порошенко заставляют Меркель нервничать, а бывшие европейские партнеры отворачиваются от Украины, и каким образом Польша уже застолбила за собой вешки будущего раздела страны.
Выборы на Донбассе когда должны были состояться? В октябре, в самом начале. Их почему перенесли? Потому что Порошенко надо было дать время на выполнение Минских соглашений, он не успел. Сколько времени ему дали? До апреля. Ровно столько, сколько необходимо по украинскому законодательству и конституции, чтобы провести необходимые изменения. С тех прошло уже больше месяца.
Все это время он не шевелится, не чешется. Никакие законопроекты не вносятся, никакие изменения в Конституцию не голосуются и даже пока никому не предлагаются. И даже если он внесет законопроект сегодня, тот должен еще пройти комитет, определенные залы, потом вынесен в сессионный зал, отправлен в конституционный суд, а уже затем на следующей сессии в феврале проголосован. Если сейчас до Рождественских каникул его не проголосуют, то он опять не успеет выполнить к апрелю Минские соглашения. И никто не сомневается, что так и будет.
Что же будет спрашивать Меркель, если к тому моменту все еще будет склонна встречаться с ним? Причем спрашивать долго нельзя, хотя наши европейские друзья и партнеры иногда любят прикинуться дураками, но они не любят, когда местные руководители режимов, которых они кормят и даже к власти привели, держат их за дураков. Но когда им в глаза врут, и заставляют очень некрасиво выглядеть не только перед мировым сообществом, они бы еще пережили, а перед своим собственным избирателям так уже нельзя. И вот то, что в Париже Порошенко сказали, что Минские соглашения надо выполнять, это было одним из последствий того, что Меркель начала нервничать.
В самом начале она исходила из того, что будут какие-то колебания, где-то он попытается схитрить, но то, что он придет и нагло скажет, как он все выполнил, хотя на бумаге написано обратное, на такое никто не рассчитывал. Поэтому Меркель была раздражена. И вот ему дали еще раз время. Но еще не факт, что он доживет до апреля в рамках президента Украины.
Особенно в последние полгода очень хорошо видно, как европейские друзья и партнеры дистанцируются от Украины. При этом наши польские друзья и партнеры на официальном уровне, вплоть до президента уже начали заявлять, что пора вернуть польские территории, несправедливо отторгнутые по пакту Молотова-Риббентропа, и возвращать их должна именно Украина. И если Польша еще полгода назад позиционировала себя как «главного адвоката» Украины, как главного сторонника целостности, то сейчас по большому счету польские политики пытаются застолбить вешки будущего раздела, а это значит, что уже даже в Варшаве не верят в то, что этот режим сможет слишком долгое количество времени продержаться.
После заявления польского президента появилось даже какое-то количество исков по поводу собственности на Украине. Какова их судьба может быть? Заявление польского президента – это то заявка на будущий раздел Украины. Там конкретные претензии на конкретные территории, а Украина еще никогда за время своей последней независимости территориальные претензии от Польши не слышала. Нынешние иски – это просто глупость украинского руководства, которое, подписывая соглашение об ассоциации, приняла на себя обязательство полностью гармонизировать законодательство, принять европейские нормы и таким образом подписалось под обязательством обеспечить реституцию. Согласно документу теперь граждане претендуют на утраченное имущество или на компенсацию этого имущества.
В этом ничего страшного не было бы, если принять соответствующее национальное законодательство и определить объем компенсации. В таком случае никого из домов не стали бы выселять, никому ничего не возвращать, просто заплатить деньги, если они есть. Но так как никто о национальном законодательстве не подумал, то это означает, что к этому делу будет подход по международному законодательству. То есть люди будут иски в суды в своих государствах, или даже в США, те будут исходя из своей оценки собственности обязывать Украину либо вернуть ее, либо выплатить соответствующую компенсацию, которая будет значительно больше внутренней оценки.
По некоторым подсчетам, сумма первой волны возможных исков упирается в 3 млрд долларов, а поляки уже вышли за 1 млрд в своих потенциальных исках. Эти деньги Украине никто не даст, здесь начнутся аресты имущества за рубежом в обеспечении этих исков, что может парализовать всю внешнеторговую деятельность страны. Но это только начало будущего раздела Украины.
Ростислав Ищенко