Очень многое из того, что происходит в Киеве, напоминает аналогичные события в Берлине в апреле 1945 года, или в том же Киеве в том же апреле, только 1918 года. В 45-м фюрер, уже разбитый и больной, двигал по карте оторванные пуговицы своего мундира для обозначения воинских частей, которые в суровой реальности были давно уничтожены Красной армией. Третий рейх больше не существовал, все его органы власти действовали самостоятельно и по ситуации, государство нацистов стремительно распадалось на дисперсные капли, но фюрер все еще пытался бороться, хотя понимал, что его авантюре пришел конец.
А в 1918-м году Центральная рада – самопровозглашенное правительство националистов-самостийников самопровозглашенной УНР, – которая вернулась в Киев (откуда ее вышибла Красная армия) после Брестского мира на немецких штыках, была разогнана германским фельдфебелем. «Они ничему не научились и ничего не забыли, – писал о тех событиях их очевидец, историк Дмитрий Дорошенко. – К их обычным приемам прибавилась лишь еще большая самоуверенность, они чувствовали себя победителями. Пошли один за другим нелепые распоряжения, недоразумения, скандалы, и дело закончилось так, как оно и должно было закончиться: построение украинского государства взяли в свои руки другие люди – не прошло и двух месяцев со времени возвращения Центральной рады в Киев».
Не правда ли, это один в один про нынешнюю ситуацию с самозваным киевским режимом? Двух лет не прошло с момента их первых президентских выборов на иностранных штыках. Выборов, которые помогли легитимизировать хунту, и, как в 18-м году, новая националистическая «рада», уничтожив экономику и политическую систему своими нелепыми, бездарными и некомпетентными действиями, развязанной гражданской войной, прогорела на банальном воровстве и бандитизме.
Порошенко – не Гитлер. Он – шоколадный Крупп. То есть не художник, не параноик и не романтик. Он бизнесмен и абсолютно жестокий и равнодушный ко всему кроме денег человек. Он понимает, что всё кончено. Рада погрузилась в привычный хаос и не работает, правительство восстало против него и тоже не работает. Тысячи чиновников всех уровней, видя, что наступило безвластие, начали действовать самостоятельно и по ситуации.
Политики, предчувствуя, что от нового майдана или тем более вооруженного переворота лично их ничего хорошего не ждет, всё равно продолжают петь свои привычные песни (а других они и не знают): тащат смертельно раненное государство на новые парламентские выборы. За ними каждый из них видит новые президентские выборы, а себя – президентом. Все, от Ляшко до уволенного грузинского варяга-прокурора Сакварелидзе, который, ничего не свершив на своем посту, устроил скандал, истерику и при поддержке провокаторов-депутатов из журналистского цеха проамериканских грантоедов, во главе с Мустафой Найемом собирается в политику с уже задуманной кем-то новой партией. Еще одной из тех политических проектов, коих на Украине – легион.
Порошенко видит, что государство распадается на глазах, государственные органы не работают, судов нет, полиция обанкротилась, старые чиновники воюют с новыми, каждый готов на всё ради сохранения своих кресел. А главное – хаос выгоден всем, и от старых схем никто отказываться не хочет, да и не может. И они уверены в безнаказанности!
Но Запад, давший им эту индульгенцию, разочаровался в последствиях своего проекта «евромайдан». И поскольку официально он никакого отношения к нему не имеет, то под прикрытием ободряющих заявлений лишил хунту финансирования (еще в августе 2015-го) и готовится нырнуть в тину. И Порошенко решился. На что? Об этом в самом конце.
Украинский хаос
Украинский хаос, в который, учитывая природную инертность местного политикума, страна погрузилась где-то года на полтора раньше, чем должна была, выглядит так.
Внимание: никого не должна обманывать бравада украинских политиков и пропагандистских СМИ! Это всего лишь прикрытие. Всё очень плохо. Правящая коалиция в Раде распалась. Парламента на Украине нет уже больше двух месяцев. Новая коалиция не предвидится. Все переговоры зашли в тупик, потому что каждый из парламентских мятежников («Радикалы» Ляшко, «Батькивщина» Тимошенко и «Самопомощь» львовского мэра Садового) мнит себя лидером оппозиции и обладателем «золотой акции». Их аппетиты растут на глазах. Тимошенко буквально за два дня увеличила число пунктов своего ультиматума (условия вхождения в новую коалицию) в четыре раза (было четыре, стало 17). У Ляшко тоже есть требования. И у «Самопомощи» они есть. И это ультиматумы. Они не подлежат обсуждению.
Рада отправила в отставку генпрокурора Шокина, которого сама же утвердила. В день голосования за его увольнение депутаты радовались и скакали, как парижане, провожавшие улюлюканьем телегу палача Сансона, везущую на гильотину Робеспьера с братом. И напыщенно комментировали своей обслуге с микрофонами украинских телеканалов, что Шокин проворовался. А на самом деле украинские политики всего лишь повторяют, как разноцветные попугаи, очередное изречение посла США на Украине Джеффри Пайетта. Все эти его сентенции о «правительстве технократов» и «коррупции в генпрокуратуре». Почитайте Twitter американского дипломата и проведите мониторинг, кто из политиков быстрее всего реагирует на направление ветров с Потомака – вас это весьма позабавит!
Шокин оказался непрост. Он демонстративно отказался присутствовать на собственной гражданской казни. Это как если бы Дантон отправил в Конвент Робеспьеру записку: «На своей казни присутствовать не могу из-за недомогания – проводите без меня». Порошенко молчал. Шокин – его человек. Президент отдал на заклание своего человека. Все прокуроры это видели и наверняка много думали. А Шокин, под занавес, видя, что на его место хотят завести варяга, а может, даже и птенца Саакашвили, сорвал парик, взял факел, спустился в пороховой погреб и – уволил наглого выскочку Сакварелидзе, которого пропихивали в его кресло все эти гапонские пуштуны и пуштунские гапоны – мустафы найемы. И Порошенко молчал. Именно он, таким образом, дал системе гарантии неприкосновенности. И прокурором Одессы вместо Сакварелидзе уже стал «старорежимный» спец – Николай Стоянов. А грузинский шашлычник и чудо-реформатор истерически пообещал, что обязательно вернется, но уже политиком. А Саакашвили, членом команды которого публично называл себя Сакварелидзе, от возмущения разразился речью на таком украинском языке, в сравнении с которым «азировский» – «Кобзарь» Тараса Шевченко.
Прокурорский кризис обозначил еще одну «зияющую перемогу»: Украина охвачена штормом преступности и криминала. В те дни, когда прокуроры фехтовали разоблачительными интервью, в Одессе неизвестные террористы накачали наркотиками, похитили, а затем уничтожили адвоката Александрова, из которого сделали «шпиона ФСБ» и раздувают его дело до масштабов Савченко. Все дела генпрокуратуры разваливаются в судах, подобно тому, как были освобождены двое подозреваемых в убийстве журналиста, писателя и диссидента Олеся Бузины. Печальный и угрожающий конец обещалок «евромайдана» дать Украине европейское правосудие.
Правительство «камикадзе» Яценюка напоминает картину Айвазовского «Девятый вал». Даже суровое сердце ватника содрогается от горя, предвидя, как за отставкой «кролика» и «кроликообразных» последуют громкие разоблачения, потоки компромата, аресты, залоги и путешествия некоторых участников этого циркового, клоунского правительства по всем централам мира, включая земляную яму в Габоне. Эти «камикадзе» провалили всё, что могли. От реформы здравоохранения, за которую нес ответственность еще один «шашлычник» – Квиташвили (из-за реформ которого из аптек пропали целые списки наименований лекарств), до инфраструктуры, за которую отказался отвечать, кинув заявление и улетев в США, министр-реформатор Пивоварский.
И как памятник реформам развала, хаоса, бесхозяйственности и вредительства стоит где-то в тупике станции Достык Алакольского района Алматинской области распиаренный поезд «Великий шелковый путь», которым Яценюк обещал отнять у России все транзитные перевозки в Китай. Этот поезд был отправлен за счет украинских пенсионеров и инвалидов АТО через Черное море, Грузию, Азербайджан, Каспийское море и Казахстан в Китай. Он отбыл с шампанским, телевизионными репортажами, ленточками, воздушными шариками и фанфарами из Ильичевска, 15 января. Опоздал на четверо суток, а теперь стоит на границе КНР расформированный, в залоге в счет неуплаченных пошлин за обещания будущих прибылей. И ждет заказчиков. Но заказов нет. «Великий шелковый путь» никому не нужен, как дорогой, нерентабельный. За непрофессионально сляпанную некомпетентными политиканами логистику никто платить не хочет. Платить за его возврат, скорее всего, тоже никто не станет. Денег тоже нет. О проекте как-то тихо забыли, никто не разоблачает ни Яценюка, ни Пивоварского. Последний, подчеркиваю, не стал ждать новоявленных антикоррупционных полицаев и сдернул в США, приказав писать ему на «мыло» мелким почерком.
С Яценюка на вчерашнем заседании правительства, которое транслировалось в прямом эфире украинских телеканалов, можно было писать картины. То ли «Меньшиков в Березове», то ли «Наполеон после отречения», то ли «Конец» Кукрыниксов про бункер Гитлера в апреле 1945 года. Подобно фюреру, Яценюк трогательно слился со своим заклятым партнером по коалиции и хунте – Порошенко. Видя, что новую коалицию в Раде добровольно не создать, они прибегли к старому испытанному приему всех украинских режимов – так называемому «тушкостроительству». То есть рассчитывают создать большинство, способное принимать решения, из двух фракций – пропрезидентской БПП и проправительственного «Народного фронта» (в котором, по правде сказать, нет ни народа, ни фронта), а к ним для количества привязать канатами обещаний разных благ «тушек». Внефракционных и не очень депутатов. Для количества.
Впрочем, Порошенко как бизнесмен отнюдь не доверяет Раде. Он не хочет новых выборов. Ибо он уже имел право распустить пустой парламент. Но не сделал этого, потому что Западу такое не понравится. Но действует по-иному. Проталкивает при «живом» Яценюке своего кандидата в премьеры – Гройсмана. Партнера по работе в Виннице и своего «любого друга». В кресло генпрокурора может попасть нынешний главный военный прокурор Матиос. Тоже человек Порошенко. В силовые министры тоже готовятся люди Порошенко. Если хитрый план удастся, то Порошенко получит не виданные ни одним президентом Украины полномочия. Дадут ли ему это сделать Тимошенко, Ляшко и легион новоявленных критиканов-оппозиционеров? Вряд ли. И Порошенко решился на дополнительный, хотя и невозвратный шаг.
Он объявил демобилизацию. 40 тысяч солдат карательной армии отправятся с фронта домой. Где их, всех и каждого, не ждет ни работа, ни заработок, ни обещанные привилегии. Ничего. Эта стихийная сила, по замыслу Порошенко, должна быть благодарна лично ему за избавление от ежедневного страха смерти. Они умеют воевать. 40 тысяч дешевле, чем 40 миллионов. Им легче заплатить, ими легче управлять, их легче направлять. Впрочем, это не гарантия, если смотреть на вещи глазами бизнесмена Порошенко.
И он улетел в США, чтобы сделать последнюю попытку уговорить Запад делать для Украины то, что СССР и Россия делали всегда, – помогать не словами, но действиями. Кормить, содержать и ничего особливого не требовать взамен. Не сомневаюсь, что медиаобслуга его администрации подготовила своему шефу современные и красочные презентации. Но эти презентации – не красные точки от лазерной указки на графиках «углыбливания и уширивания» Украины по пути к европейским ценностям и натовским стандартам. Нет! Это оторванные пуговицы от мундира фюрера на карте обороны Берлина в апреле 45-го. Конец наступает. Помните об этом, земляки. Берегите себя!
Максим Равреба