В этот день 82 года назад, 4 апреля 1942 года лётчик Алексей Петрович Маресьев (1916–2001) был подбит и на своём «Як-1» совершил вынужденную посадку на территории, занятой гитлеровцами. Это произошло в Новгородской области, в районе Демяновского котла, в едва ли не самые трудные дни войны. К тому времени на счету лейтенанта Маресьева было 4 сбитых вражеских самолёта.
18 суток лётчик с искалеченными ногами пробирался к линии фронта. Его спасли мальчишки из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района...
Дальнейшая судьба старшего лейтенанта — ампутация голеней обеих ног, первые шаги на протезах и борьба за возвращение в небо.
Впоследствии Маресьев совершил еще 86 боевых вылетов и сбил 11 немецких самолетов.
О том, как лётчик, потерявший ноги, благодаря своей поистине нечеловеческой выдержке и воле к жизни вернулся в строй и на протезах совершил свои лучшие воздушные победы, писатель Борис Полевой написал «Повесть о настоящем человеке». Герой Советского Союза, полковник и кандидат исторических наук, Алексей Маресьев — неунывающий, энергичный человек — стал примером для инвалидов Великой Отечественной и одним из символов народного героизма.
Свои последние вылеты (на учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.
В послевоенное время отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» (в ней Маресьев назван Мересьевым) он был особенно популярен. Сам Маресьев в одном из интервью сказал, что не дочитал книгу до конца, а буква в его фамилии была изменена на всякий случай, чтобы от героя можно было откреститься, если конъюнктура изменится. В честь Маресьева названа малая планета 2173 Maresjev.
В последние годы возглавлял Общероссийский фонд инвалидов Великой Отечественной войны. 18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания…
Иван Зубков