Как сообщают дятлы информационных агентств, эстонская делегация в срочном порядке прибыла в Москву после информации о намерении России вдвое сократить транзитные перевозки через балтийскую республику. В Таллине нашли калькулятор и констатируют, что такой шаг нанесет сильный удар по эстонским портам и железным дорогам.
И это воистину удивительно, потому что Эстония теряет российский транзит вот уже несколько лет подряд. И вот, наконец-то, глава компании Eesti Raudtee Сулев Лоо отправился в Москву, чтобы разобраться в происходящем хотя бы с коллегами из РЖД и обсудить возможность доставки дополнительных партий груза.
Российская Федерация вообще и русские транспортники в частности не только давно об этом предупреждали, но уже очень давно в этом направлении действовали. Десять лет назад, то есть в 2006 году, Eesti Raudtee принимала из России в среднем тридцать два с половиной поезда в сутки. А только в прошлом году оборот государственной фирмы Tallinna Sadam (Таллинский порт) снизился на 15 процентов (до 94 млн. евро), а чистая прибыль порта упала на 21 процент (до 30,9 млн. евро). А на этой неделе эстонские СМИ сообщили о решении России сократить в два раза железнодорожные перевозки в направлении Эстонии — с 12 до 6 поездных пар в день.
И вот это уже точно может вызвать серьезный кризис в транспортной отрасли страны.
При этом Сулев Лоо сколько угодно может говорить о том, что причины тут исключительно экономические, что нефть упала в цене и Российская Федерация стала производить меньше мазута: это, мягко говоря, не совсем так.
Во-первых, несмотря на снижение нефтяных цен, валовая добыча нефти и переработка ее на производные в России только выросли, и эта статистика неоднократно озвучивалась и имеется в свободном доступе.
Во-вторых, несмотря на падение цен на нефть и ее производные, девальвацию рубля, финансовый кризис и санкции, российские морские порты за два года нарастили перевалку грузов почти на 90 млн. тонн.
В-третьих, с точки зрения «чистой» экономики, российским предпринимателям совершенно по флагу, где именно «таможить» грузы идущие в ЕС: на российско-эстонской границе или, допустим, в германских или голландских портах: таможенные правила на всей протяженности границ ЕС в общем-то одинаковы. И более того - на стороне прибалтов тут по идее должны были выступать и проверенные логистические цепочки, и привычные предпринимательские связи: реальный бизнес в этом отношении всегда был более чем консервативен.
За прибалтийские порты говорило и их традиционное и географически, рельефно и логистически удобное расположение: неслучайно в советские времена вкладывались именно в них и в сопутствующую им инфраструктуру: автомобильные и железные дороги, стыковочные узлы и т.д. И, тем не менее, новая Россия все-таки пришла к тому, чтобы строить собственную инфраструктуру и собственные порты: в той же Усть-Луге, Приморске, Новороссийске, да много еще где.
И причины тут вполне прозрачны, и они не только экономические: посмотрите, допустим, на нынешнюю Украину и вы все поймете. Российская Федерация просто не готова зависеть и экономически, и политически от недружественных ей лимитрофов. И именно поэтому было принято решение о вложениях в инфраструктуру своих собственных портов. А не вложила эти деньги во что-то другое, допустим, также весьма необходимую сеть внутренних автомобильных и железных дорог или более быстрое развитие того же Северного морского пути. И теперь эти деньги, что вполне естественно, надо отбивать.
Тут проблема не в этом.
Проблема в том, что это случилось далеко не вчера, это случилось уже довольно давно, и то, что происходит сейчас, суть всего лишь первые следствия принятых тогда решений. «Страдает»-то отнюдь не только Эстония: вон и Рижский свободный порт жалуется на значительный спад объема перевозки грузов. Грузооборот порта в первом квартале уменьшился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 13,8% – до 9,1 млн. тонн. И этого тоже, мягко говоря, вполне разумно было бы заранее ожидать.
Так что глава компании Eesti Raudtee Сулев Лоо, кажется, некоторую малость опоздал: пытаться нормально договариваться с русскими нужно было чуть раньше. Лет так эдак на десять, а то и больше. А теперь надо уже успокаиваться, заниматься экологическим туризмом, ловить и уникально коптить волшебные канцерогенные шпроты или, допустим, заготавливать вкусное эстонское молоко.