Украина пожаловалась на нас в ВТО: дескать, Россия ставит палки в колеса ее вагонам и фурам, следующим через нашу территорию. «Как следствие, сокращение экспорта украинских товаров в страны Кавказа и Средней Азии за первый квартал 2016 составил в среднем 48%, а с отдельными странами достигло показателя 70%», — сообщает Минэкономразвития.
Разберемся?
Активисты, заблокировавшие транзит через Украину российских фур в феврале, не ожидали, что могут нарваться на жесткие ответные меры.
История с транзитом настолько напоминает анекдот, заканчивающийся классическим вопросом «А нас за шо?», что мне даже лень ее рассказывать. Но все же придется, поскольку Украина пока еще считается настоящим государством, с которым приходится иметь дело. Хотя, конечно, в ее громадянах, взявших власть в свои руки, все явственнее чувствуется мелко-хуторской менталитет, который лишь мешает решению тех серьезных проблем, которые стоят перед державой.
Знающие люди, подозреваю, меня грубо поправят: власть на Украине захватили селюки-русофобы, отсюда и соответствующий менталитет. Но я как человек интеллигентный и доверчивый ни за что так не скажу. Я уверен, что мелко-хуторской менталитет может проявляться и в горожанах во втором поколении. Ну, или в первом.
А горожан я никогда селюками не назову. Во-первых, потому, что стараюсь быть точным в терминах. А во-вторых, потому что к сельским жителям-труженикам отношусь предельно уважительно — как к украинским, так и к российским. Так что не надо меня при всех поправлять.
11 февраля те самые мелкие хуторяне, имеющие своеобразный менталитет, решили, что нашли верный способ борьбы с агрессором: их энергия, бурлящая где-то в глубине все то время, пока длится перемирие на Донбассе, требовала выхода. И они заблокировали проезд российских фур через нэньку в Евросоюз и обратно. Что для нас, конечно, было несколько неожиданно. Великая транзитная держава сказала свое веское слово.
Заголовки, что сохранились в архивах авторитетного информационного агентства 112.ua, напоминают сводки с фронтов.
12 февраля, 18:15. В Закарпатской области активисты продолжают блокировать грузовики с номерами РФ
14 февраля, 15:28. К блокаде фур с российскими номерами присоединилась Сумская область
15 февраля, 14:09. В Волынской области прекратили блокаду российских грузовиков (до этого была)
15 февраля, 15:00. В Харьковской области не фиксируется блокирование российских грузовиков (раньше фиксировалось)
15 февраля, 15:17. Одесская область присоединилась к блокаде российских грузовиков
15 февраля, 16:44. Акция по блокированию перевозчиками Закарпатья трассы Киев – Чоп завершилась
15 февраля, 17:45. Полноценная блокада в Одесской области российских фур начнется 16 февраля
В итоге к Всеукраинской акции транспортной блокады присоединились десять областей. Несколько дней сотни активистов бегали по дорогам, останавливая то тут, то там российские грузовики, и все это время были уверены, что нашли ахиллесову пяту оккупанта и, выпустив меткую стрелу, заставили его встать на колени. И даже свысока посматривали в сторону Киева, который не додумался до такого простого и вместе с тем эффективного способа осложнить жизнь ненавистной «Рашке».
Только майдановцы могут так креативно подойти к решению проблемы, подхваливали активистов социальные сети и форумы.
Но совершенно неожиданно Россия через несколько дней тоже в ответ объявила транспортную блокаду и остановила на своей территории теперь уже украинских дальнобойщиков. Такого коварства, конечно, предусмотреть было невозможно. Во всяком случае, людям с мелко-хуторским менталитетом — точно.
«В связи с продолжением блокирования движения российских грузовых транспортных средств по территории Украины с 12.00 мск 16 февраля 2016 г. на территории РФ полностью приостанавливается движение украинских грузовых транспортных средств, осуществляющих транзитные перевозки грузов, — сообщил Минтранс РФ 15 февраля (на следующий день приказ появился на официальном ведомственном сайте). Для полноты ощущений было уточнено: — К настоящему времени органами Ространснадзора на территории РФ приостановлено движение 324 украинских грузовых транспортных средств».
Казалось бы, этот зеркальный ответ должен был продемонстрировать, насколько взаимозависимы соседние государства, заставить и активистов, и правительство пересмотреть свое отношение к каким бы то ни было односторонним действиям. Но это только в том случае, если у них стандартное человеческое мышление, которое позволяет заглянуть на шаг вперед. Если же людьми движут рефлексы, а не расчет, да плюс еще у них короткая память, то, конечно, ждать от них правильных выводов трудно.
Поэтому не стоит удивляться, что реакция на запрет езды по российским дорогам украинских грузовиков вызвал странную реакцию. Например, главный координатор акции, руководитель ОО «Карпатская сечь» Тарас Деяк сообщил в своем Фейсбуке, что отпустит российские фуры только в ответ на разблокирование украинских автомобилей в РФ.
То есть, он по-прежнему ставит условия, понимаете?
И Арсений Яценюк, стараясь не отставать от активиста, тоже поставил. Он гневно сказал: «Требую от Российской Федерации не просто объяснений, а снятия незаконного решения о запрете перевозки и передвижения украинским грузовикам по территории Российской Федерации».
Очень решительный был товарищ.
Конечно, не стоит недооценивать Тараса Деяка и Арсения Яценюка — они в тот момент понимали, что сваляли дурака с этой блокировкой транзита. Но нести явную чушь их заставлял пресловутый мелко-хуторской менталитет. Ибо интернет, может, и является публичным пространством, но в их представлении он все равно строго ограничен границами украинского хутора, где все свои.
Они как бы говорят между собой. А мы как бы подслушиваем.
В итоге транзитная война, в очередной раз развязанная Украиной, была закончена вничью. Хотя я не удивлюсь, если выяснится, что активисты-блокировщики до сих пор считают, что одержали оглушительную перемогу.
В том же стиле выдержано сообщение Минэкономразвития, упомянутое в самом начале. В нем идет речь о том, как бравые украинцы поставили Россию на место в ВТО. Причем, власти опять уверены, что их братья по хутору все верно поймут. И, между прочим, практически всегда их расчет оправдывается.
Но для тех, кто хочет знать правду, я все же расскажу, в чем суть дела. Ведь когда я упоминаю о мелко-хуторском менталитете, то имею в виду исключительно тех, у кого он есть. На них рассчитывать не приходится, у них перемога никогда не превращается в зраду, а лишь слегка корректируется. Как у Деяка с Яценюком, например. Или как у большинства моих украинских комментаторов.
Те же, у кого менталитет не поражен свидомостью, написанное ниже вполне может прояснить ситуацию.
«Агрессия России каждый месяц приобретает новые вариации и уже давно вышла за пределы двусторонних отношений между Украиной и Россией. Необъяснимые с логической точки зрения и неоправданные действия России направлены на ограничение международного транзита, в первую очередь украинских товаров», — излагает свою версию Минэкономразвития Украины.
«Из-за торговой агрессии России украинский экспорт в Среднюю Азию упал почти вдвое», — переводит сообщение ведомства своим верным читателям УНИАН.
Ну а теперь о логике и «необъяснимых» с точки зрения свидомых украинцах дейтсвиях России.
Проявлением агрессии является указ президента РФ О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации. В нем говорится, что с 1 января 2016 года вводится новый порядок транзита украинских товаров — пока на полгода.
А именно:
• международные транзитные перевозки грузов с территории Украины в Казахстан будут начинаться только с территории Белоруссии;
• все грузы пломбируются при пересечении границы, а при пересечении следующей границы пломбы, функционирующие на основе технологии ГЛОНАСС, снимаются.
Идея, как видите, проста: мы не желаем, чтобы на нашу территорию попали товары из ЕС, а потому намерены контролировать движение как грузовиков, так и вагонов.
Эти защитные меры украинцы и считают торговой агрессией. Потому что пломбы с ГЛОНАССом, как они прикинули, будут стоить 500 долларов, что сделает товар дороже на тридцать процентов. (Честно говоря, я просто не представляю, какой смысл возить за тридевять земель вагон с товаром, несколько десятков тонн которого стоят полторы тысячи долларов. Но Украине, безусловно, видней — это ее бизнес.)
Собственно, о том, что после начала действия Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом начнутся серьезные проблемы, предупреждали еще Януковича. Возможно, у него было лучше развито воображение, чем у победителей «революции гидности», но прежний президент хорошо представлял, что российские контрмеры приведут к экономической катастрофе. И потому подписывать документ не стал.
Предупреждали мы и новые власти. Более того, лишь под нашим давлением начало действия полноценного Соглашения было сдвинуто на полтора года, чтобы всем успеть подготовиться. Предлагали вместе с Украиной и ЕС выработать удобный для всех сторон порядок взаимодействия. Но мелко-хуторской менталитет сразу почуял в исключительно деловом предложении козни Кремля. Москве переубедить Киев так и не удалось.
Наконец, Соглашение об ассоциации, к которому нэнька героически шла целых два года, свергая все на своем пути, заработало. И Россия автоматически ввела меры, которые страхуют наш рынок. Только и всего.
Жалобный вопрос «А нас за шо?» слышен в каждом абзаце сообщения Минэкономразвития, только сформулирован он более витиевато и многословно. Даже «агрессия России» не смогла его заглушить. Или, наоборот, это сильное, но ставшее таким привычным выражение лишь сделало сакраментальный вопрос более четким.
____________________
О том, есть ли перспектива у нового суда с неугомонной Украиной, вскоре после введения нового порядка транзита своим соотечественникам рассказала адвокат Марина Агальцова
«Вопреки сообщениям СМИ, Российская Федерация не вводила запрет на транзит транспортных средств из Украины. Она лишь устанавливает особые правила транзита, — приподняла завесу тайны юрист. — В действиях российских властей можно усмотреть особое (дискриминационное) отношение, ведь только транспорт из Украины подвергается таким мерам. Однако российская сторона может настаивать на том, что именно для транспорта, заходящего из Украины, такой маршрут является оптимальным, при этом Россия не делает различий между транспортом, непосредственно зарегистрированным в Украине, или следующим транзитом через Украину. Таким образом, дискриминации вроде как и нет
Хоть один человек в нэньке не задается вопросом «А нас за шо?», а пытается понять, как действовать дальше.