В пятницу 8 июля Евростат опубликовал доклад, из которого следует, что смертность в ЕС впервые превысила рождаемость.
«Что это, — задается вопросом Atlantico, — просто демографический переход или последствие эволюции менталитетов в наших обществах, все более приверженных индивидуализму?»
По мнению французского философа Ива Рукота, нынешняя демографическая ситуация — следствие европейской политики в отношении рождаемости.
«Сегодня не существует политики, проводимой на всей части континента [входящей в ЕС], которая бы способствовала естественному приросту населения».
Рукот указывает на различие между многими европейскими государствами и Россией:
«Политика, начатая Путиным, привела к выходу России из естественной убыли населения. Активная политика (материнский капитал), которая заключается в поддержке матерей, помогла России вернуться к росту уровня рождаемости».
«В Европе она, кстати, на третьем месте по естественному демографическому приросту, ее опережают только Ирландия и Косово», — подчеркивает философ.
Другой фактор, объясняющий, по мнению Рукота, демографический спад в ЕС, — это индивидуализм. Кроме того, повышение уровня жизни «механически» влечет за собой уменьшение числа детей на одну женщину:
«Это универсальное явление, затрагивающее все богатые страны: без политической поддержки демография падает».
Французский философ констатирует, что многие не сознают опасность спада рождаемости: «Одна из причин сегодняшнего могущества Китая состоит именно в многочисленности его населения. Отчасти оно и придает ему стратегический вес…
Вопрос в том, как европейские страны, в том числе Франция (но не только она), смогут переломить демографическую тенденцию.
Иммиграция не может быть решением, но, похоже, это единственный ответ политиков».
По оценке Рукота, Германии для сохранения своей роли в мире необходимо сохранять как минимум 80-миллионное население, что сегодня представляется затруднительным.
«Нельзя ждать, что люди сами собой решат иметь по 3–4 ребенка, — заявляет он. — В наших обществах это значит разориться, не будучи уверенным, что сможешь обеспечить им [детям] достойную жизнь».
Философ призывает к государственной поддержке семьи, а также к прекращению «политкорректных» моральных нападок на этот институт.
«Хочу пояснить: меня волнует не то, что гомосексуалисты могут заключать браки, а то, что семья должна вновь стать нашей главной заботой. Ее надо защищать морально, культурно, нужно показывать, что она — основа нации. Благоприятной для нее политики сейчас нет. Ее [семью] нужно признать ценностью», — рассуждает француз.
Ив Рукот подчеркивает: народы Запада не отказались от будущего, просто политические элиты отказывают семьям в поддержке.