Klim Podkova.Турецкий мятеж 15-16 июля: так что это было?

_________________


фото: Максим Шеметов/ТАСС


Klim Podkova


«Народная революция», ставшая «мятежом»

Первое, что бросается в глаза – абсолютный дилетантизм. Турецкие военные, за последние 50 лет осуществили 4 успешных переворота (1960, 1971, 1980, 1997), но в этот раз они досадно опростоволосились. И поэтому «национальная революция, скинувшая президента, предавшего свой народ» (как было бы объявлено в случае победы), превратилась в «мятеж жалкой кучки изменников, нарушивших присягу» - увы, но мятеж всегда кончается неудачей, в противном случае он называется иначе.

И все же мятежники были в двух шагах от победы. Призыв президента к мирным гражданам выйти на улицы и оказать сопротивление мятежникам свидетельствует, что в тот момент Эрдоган понятия не имел, какие воинские части готовы его поддержать и вместо армейских подразделений выставил против танков безоружных людей. И пусть сегодня турецкие СМИ говорят, что попытка переворота изначально была обречена на неудачу, шанс у мятежников был.

Но мятежниками была совершена самая главная ошибка: не были захвачены и изолированы руководители страны. Оставшись на свободе, сохраняя доступ к СМИ, они продолжали руководить страной, призывая солдат быть верными присяге, а служащих – не выполнять указаний путчистов. Поэтому начавшийся в 23 часа мятеж через 5 часов сдулся.
И все же он был.

Мятежники

Любой мятеж, успешный или нет, говорит о наличии большого числа недовольных во всех слоях общества. Да, переворот производят военные, но у захватывающих власть военных всегда есть готовый список гражданских лиц, согласных в случае успеха заступить на высшие государственные посты.

Министерство иностранных дел, министерство финансов, связи, промышленности, юстиции – в первые же дни после победы их должны возглавить преданные новой власти люди, иначе мятежники рискуют утратить контроль над страной. И у турецких мятежников такой список наверняка был.

Никакой переворот не начнется, если его участники не будут уверены, что их поддержит крупный бизнес. Финансовые воротилы даже победу могут при желании превратить в поражение, создав вокруг новой власти политический, финансовый и экономический вакуум. Поэтому прежде чем сделать первый выстрел, обязательно спрашивают у этих важных персон «можно?» и начинают только услышав их «да, можно». И видимо слово было сказано.

Кроме бизнесменов, несущих сумасшедшие убытки из-за ссоры Эрдогана с Россией, военных, получивших на свою голову партизанскую войну с курдами, была еще политическая оппозиция, наблюдающая, как Турция становится мировым изгоем: Эрдоган умудрился кроме России переругаться еще с США и Германией.

Короче, недовольных хватало и недовольны они были настолько, что готовы были на открытый бунт.

Имеют ли к этому отношение США?

Вот это самый интересный вопрос. Ответил на него сам Эрдоган, обрушившийся с обвинениями на США и приказавший заблокировать базу ВВС США «Инджирлик». Немножко поостыв, он пояснил, что обвиняет США всего лишь в укрывательстве на своей территории оппозиционера Фетуллаха Гюлена, который «вне всяких сомнений стоял во главе мятежников».

США все обвинения отвергли, но Эрдоган понял, что если США и не имели прямого отношения к перевороту, то ничего не будут иметь против, если его на посту президента сменит кто-то другой и рассчитывать на поддержку и защиту США ему больше не стоит.

После мятежа

После подавления мятежа ожидаемо началась усиленная прополка Эрдоганом турецкого общества от причастных к событиям 16-17 июля: счет арестованных идет на тысячи и ясно, что зачистка будет жесткой - Эрдоган требует восстановления в стране смертной казни. Как «причастные к путчу» из армии и государственных структур будут вычищены все неблагонадежные, изничтожена вся оппозиция. И отныне всякое инакомыслие в стране будет искореняться в зародыше.

Кроме противников, у Эрдогана в стране есть и сторонники. Это те, кто в восторге от его речей о былом величии Османской империи, которое Турция обязательно возродит, о превращении страны из светского государства в исламское, о том как Турция станет во главе мусульманского мира. Именно они вышли в ночь на 16 июля на улицы поддержать своего президента.

Теперь Эрдогану не на кого опираться, кроме как на них. Поэтому вполне ожидаемо, что Турция поставит крест на своих несбывшихся мечтах стать членом ЕС и станет еще активнее позиционировать себя как исламское государство с претензией на региональное лидерство.

Возвращение блудного сына

17 июля, когда стало окончательно ясно, что путч провалился, первый, кому позвонил Эрдоган, был не президент США Обама, не канцлер Германии Меркель, а президент России Путин. Плюнув некогда в сторону северного соседа, через 7 месяцев президент Турции оказался в полном прогаре: убытки исчисляются миллиардами, за руку с ним никто не здоровается, чуть с президентского кресла не скинули. И главное, США – «верный и надежный союзник» оказались еще той сволочью, готовой с улыбкой всадить нож в спину.

Как выяснилось, единственным, кто не предает и на чье слово можно положиться, является русский президент Путин. Поэтому 17 июля президент Турции звонит российскому президенту и просит о личной встрече.

Только Эрдоган – не блудный сын, а Путин – не библейский отец, поэтому разговор пойдет не о прощении, а о готовности турецкого президента признать свои ошибки, сделать соответствующие выводы и вести свою политику по отношению к России соответственно: скромно, уважительно и говорить только тогда, когда его о чем-то спросят.

Klim Podkova

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.9 (всего голосов: 33).
Источник: 

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА