Плакат VITALY.
Ежегодно 8 сентября жители Донбасса отмечают освобождение своей области от немецко-фашистских захватчиков. В 1943 году именно в этот день был освобожден областной центр Сталино (Донецк).
Бои за освобождение Сталино начались 7 сентября 1943 года. При взятии города наиболее отличились 50-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием полковника Владычанского Антона Станиславовича (войска вошли в Сталино со стороны Рутченково), 230-я (командир - полковник Украинский Андрей Антонович) и 301-я (командир - полковник Антонов Владимир Семенович) стрелковые дивизии. Город был освобожден в первой половине 8 сентября 1943 года. Освобождение осуществлялось через северные пригороды города (восточный берег Кальмиуса у Макеевки — по современному проспекту Мира), позже танками 32-й гвардейской танковой бригады (командир — полковник Франц Андреевич Гринкевич) по восстановленным мостам через Кальмиус несколько южнее.
2-я гвардейская армия, перед которой не стояла задача непосредственного участия в освобождении «шахтерской столицы», направила туда отряд под командованием капитана Ратникова. Этот отряд к 19 часам 7 сентября вышел к шахте «Мария», а затем ворвался на восточную окраину города. Несколько позже гвардейцы из того же отряда Жуйков и Герасименко достигли городского театра и водрузили над ним красное знамя.
На подступах к Сталино красноармейцев на рубеже реки Грузской в районе Моспино встретили "крабы" - так немцы называли массивные бетонные и металлические колпаки обтекаемой формы, укрепленные над "колодцем". Внутри "крабов" стояли легкие орудия и пулеметы, конструкция предусматривала возможность ведения ближнего и дальнего боя. Когда наши атакующие подразделения находились еще вдали, окно открывалось полностью и из него велся огонь из пушек малого калибра. С приближением атакующих цепей окно закрывалось, и через решетку начинал строчить пулемет.
Но недаром в русском языке есть пословица про хитрую гайку! Истребители танков пошли на вопиющее нарушение правил - сняли для маскировки предохранительные броневые щиты со своих пушек, тихо подкатили их по кукурузе и с 400 метров от всей души жахнули по колпаку. Окно «краба» тут же заклинило, пушка врага вышла из строя. Советские бойцы кинулись к колодцу, и увидели на его дне двух оглушенных штрафников-австрийцев, прикованных цепью… При допросе они рассказали, что у них, как и вообще у всех солдат, составляющих гарнизон «крабов», были взяты личные расписки: под страхом наказания семей держать позиции. Но все моспинские «крабы» наши бойцы разметали в течение суток.
В это время правое крыло 5-й ударной армии подходило к Сталино с северо-востока. Немецкие батареи встретили части 127-й стрелковой дивизии (командир - полковник Крымов Маргазиан Галлиулович) у Авдеевки. Город был занят поздно вечером 7 сентября. Дивизия двинулась дальше и выбила противника из центральной усадьбы поселка Пески. Широкая полоса немецкой обороны шла у северо-восточной окраины города, захватывая нынешние земли совхоза "Спартак" - и дальше, к Авдеевке. Здесь немцы прикрывали свой аэродром. По сей день в посадках, разделяющих зеленеющие поля, можно найти огромные капониры от зенитных орудий, остатки окопов и блиндажей. Немцы, пытаясь отбить натиск наших солдат, дрались яростно.
Но "по-настоящему" за Сталино Красная армия взялась, когда 301-я и 50-я гвардейские стрелковые дивизии с боями прошли Макеевку. К 10 часам 8 сентября все части заняли исходное положение на рубеже реки Кальмиус. В 14 часов началась артподготовка, поднялись штурмовики. Первые бойцы 301-й сд оказались на «юзовской» стороне, ворвались в студгородок Индустриального института, водрузили на одном из зданий красный флаг.
Бои за город развернулись нешуточные - немцы особенно яростно сопротивлялись в районе Александрово-Григорьевки и даже сумели окружить наш стрелковый батальон. На выручку пришел резерв - по балочке, связывающей два поселка, он вышел в тыл и фланг врагу. А во время боя саперы наладили мосты через Кальмиус - и в Сталино проникли советские танки.
Так в город пришла Победа.
О том, каким увидели город освободители 8 сентября 1943 года, написал в «Правде» Борис Горбатов:
«Тротуары усыпаны облупившимся камнем, битым стеклом, обрывками проводов. Пять дней фашистские поджигатели бегали по городу и жгли, жгли зло и исступленно. Лучшая улица города, его краса и гордость — Первая линия (ныне улица Артема), — превращена в руины, разрушены почти все культурные учреждения, многие из них были использованы для тюрем, лагерей, застенков...»
А вот какая картина нарисована в мемуарах генерала Бирюзова: «Грусть навевали руины. Почуяв неизбежность отступления, пять дней, как дикари, метались из конца в конец города команды поджигателей. Лучшая улица города, его краса и гордость - Первая линия - совсем перестала существовать. Почти все здания культурных учреждений и промышленные предприятия подверглись разрушению. У входа в кинотеатр имени Т. Г. Шевченко большими буквами было написано: «ВХОД ТОЛЬКО ГЕРМАНЦАМ».
Приказом ВГК присвоено наименование Сталинских: 50 гв. сд, 230 сд, 301 сд; 11 гв. ап дд (командир - подполковник Блинов Борис Владимирович); 136 гв. /бывшему 655-му/ шап (командир - подполковник Ванюхин Петр Григорьевич).
Войскам, участвовавшим в освобождении Донбасса, в ходе которого они овладели Сталино и другими городами, приказом ВГК от 8 сентября 1943 г. объявлена благодарность и в Москве дан салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.
8 сентября 1943 года вечером весь Советский Союз слушал по радио, как Москва салютует Донбассу…