Крах, фиаско, трагедия, развал, уничтожение, упадок — все эти термины, к сожалению, отлично подходят к описанию ситуации в латвийской экономике.
Так как с введением санкций Евросоюза Латвия утратила одного из самых крупных партнеров для сотрудничества — Россию. Потеря рынков сбыта и ограничение транспортного сообщения в железнодорожной сфере серьезно подкосили отрасли периферийного европейского государства. Фактически государство планомерно банкротится.
Например, Латвия потеряла 30% от объема экспорта в 2015 году, поставив продукции всего на 830 миллионов Евро. Это достаточно серьезная утрата. Огромные убытки несет латвийская молочная отрасль. После введения ответных санкций России крупнейшие молочные заводы были вынуждены снижать стоимость продукции для стимулирования продаж, так как был переизбыток молока. Вдобавок оно начинало портиться из-за отсутствия рынков сбыта. Так поступил крупнейший молокопроизводитель «Рижский молочный завод». Цена продукции за литр упала с 1 евро до 70 центов. Молочная компания Food Union, которая ориентировала половину своего производства на продажи в России, снизила экспорт в два раза.
Не меньшие проблемы испытывает железнодорожная сфера Латвии. По прогнозам министерства экономики Латвии, страна может ежегодно терять до 250 миллионов евро, если Россия окончательно откажется от транзитных перевозок грузов через Латвию в Евросоюз. Полное прекращение транзита снизит ВВП латвийского государства на 1,7%
Также страдают морские грузоперевозки. Например, транзит российских грузов Латвии в Риге упал на 10%, а в Вентспиле на 24%. Отказ транспортировки нефтепродуктов компанией «Транснефть» через балтийские порты также нанесет страшный урон экономике странам Балтии. По предварительным данным утраты составят свыше миллиарда евро.
В настоящее время Латвия возлагает гигантские надежды на налаживание отношений с Китаем. Особенно после прошедшего в Риге саммита и бизнес-форума стран Центральной и Восточной Европы в формате «16+1», в рамках которого были заключены многочисленные договоры. Правительство периферийного европейского государства планирует таким образом возместить потери от утрат контактов с Россией.
Однако актуальным остается вопрос: сможет ли Латвия возместить утраты сотрудничеством с Китаем? Сложившуюся ситуацию в интервью изданию «ПолитЭксперт» прокомментировал директор Института проблем глобализации Михаил Геннадьевич Делягин.
«Если латыши хотят переориентировать на себя китайский транзит в Евросоюз, то идея, в принципе, не плохая. Однако им предстоит столкнуться с очень большой конкуренцией. Во-первых, китайцев не интересует малые объемы перевозок. Во-вторых, в Китае не очень заинтересованы в сотрудничестве с идиотами. А латвийское руководство имеет устойчивую репутацию в этой части, честно заработанную за последние десять лет. Особенно это заметно после вступления в Евросоюз. До присоединения к ЕС они были достаточно рациональны. А после — им как будто выдавили мозг. И китайцы будут учитывать их репутацию»
Эксперт в области экономики также подчеркнул перспективы грузоперевозок морским путем.
«У Латвии есть конкурирующие порты на Балтийском море с точки зрения „большого транзита“. И это не только российские порты, которые будут бороться за дальний транзит. Есть еще такие замечательные места, как Роттердам, Котка и многие другие. Соответственно, Латвия может лишь бороться за крохи с большого пирога, которой хватит для процветания. Однако за счет чего она эту крошку получит — непонятно».
Михаил Геннадьевич также подчеркнул перспективы сотрудничества Латвии и Китая.
«Можно предположить, что сотрудничество с Китаем — это своеобразный пиар. Ведь нужно же что-то делать, когда сами себе загадили жизнь. Можно также предположить, что это просто искренний бред. Перспективы не просматриваются. Латвия может лишь рассчитывать на транзит продукции узкого профиля — каких-нибудь проводков особого сечения».