Последние три года жизнь украинского народа – это бесконечная ежедневная борьба. Борьба за кредиты. Получение каждого нового транша в стране отмечали на уровне государственного праздника: «Ликуйте, украинцы! Мы взяли в долг еще миллиард! Это еще одна победа, еще один кирпич в здание новой европейской Украины!» Хотя точнее было бы назвать полученный транш еще одним гвоздем в крышку гроба Украины.
В ноябре 2016 года приехавшая в Киев миссия МВФ решила, что крышка прибита накрепко, не оторвется и объявила, что денег больше не будет (по крайне мере до конца года – точно, а дальше еще думать будем). Сегодняшняя Украина напоминает больного, которому для жизни необходимы постоянные инъекции (в данном случае долларовые). Одно пропущенное вливание – и у больного закатываются глаза и начинают холодеть ноги, ассистенты начинают истошно вопить: « Доктор, мы его теряем!»
Перед Порошенко и Ко встал вопрос: где брать деньги?
Реконструкция событий: на закрытом заседании кабинета министров Украины
Телефонный звонок разорвал тишину. И хотя все сидевшие за столом ждали его, каждый вздрогнул, кто в душе, а кто и натурально. Порошенко поднял трубку:
- Да, госпожа Лагард (директор-распорядитель МВФ). И Вас с добрым утром. Здоровье? Отличное. Большое спасибо за совет, но я отдаю предпочтение народным средствам: рассол, лечебное пиво по утрам… С нетерпением жду нашей следующей встречи, готовлюсь: носки зашил, брюки погладил, туфли почистил. Госпожа Лагард, а как там насчет очередного кредитного транша? Когда нам его ждать? … А? … Что?… До свиданья.
Министр финансов довольно потирал руки:
- Ну, Петр Алексеевич, когда же мы будем делить наши деньги?
- Эта сука сказала, что денег не даст.
Лица присутствовавших вытянулись. Каждый из них почувствовал себя лично обокраденным.
- Но… За что?!
- Красть надо меньше! – взорвался Порошенко, - Забыли, (тякие-сякие), что вы все обязаны в первую очередь думать о благе государства?! А вы все только о своем кармане печетесь?! Себе рубль, в казну – копейку?
- Ладно, Порох, не кипиши, - примирительно сказал Гройсман, - сам-то…
- Я президент, мне по должности положено.
- Ну да, - ухмыльнулся премьер-министр.
- Ладно, что делать-то будем? - Постарался вернуть беседу в конструктивное русло министр финансов.
- Надо ограбить кого-нибудь, - громыхнул министр обороны, - лучше всего олигарха.
- Кого? – Порошенко стал медленно обводить взглядом сидящих за столом. Каждый, на ком он задерживался, прятал глаза и как будто становился меньше ростом.
Дверь распахнулась без стука. Коломойский, не обращая ни на кого никакого внимания, прошел во главу стола и поставил перед Порошенко объемистый портфель:
- Петя, ПриватБанк нуждается в финансовой помощи.
Порошенко встал, с улыбкой вампира подошел к Коломойскому и положил руку ему на плечо:
- Прости, Беня, но пришел твой час. Столько раз Украина спасала «Приват», но теперь наша родина сама нуждается в помощи. Сам понимаешь, Украина понад усе.
Коломойский оглядел всех сидящих за столом. На лице каждого он читал «сдохни сегодня ты, а я завтра». Описав полный круг, взор его уперся в президента:
- Дурак ты, Петя, - сказал Коломойский и смачно сплюнул Порошенко на ботинок, - дырку от бублика ты получишь, а не мои бабки.
Уже бывший владелец ПриватБанка развернулся и направился к выходу. Открыв дверь ногой, он обернулся к сидевшим и показал им средний палец.
Гениальный финт Коломойского
Коломойский не был бы олигархом, если бы не умел просчитывать ходы заранее. Президент еще только задумывал свою «гениальную» операцию по «спасению государства», а Игорь Валерьевич уже изымал из ПриватБанка все свои активы, однако не трогая при этом свои долговые обязательства.
Сегодня ПриватБанк – это прежде всего многомиллиардные долги (называют суммы от 90 до 140 млрд. гривен), оплачивать которые теперь предстоит государству. Вне всякого сомнения, Коломойский просто талант: оставив деньги себе, долги он повесил на шею НБУ, умудрившись при этом еще и навариться - министерство финансов выплатит олигарху за его «актив» одну гривну. И одна гривна никогда не бывает в кошельке лишней, даже у олигарха.
Первые дни государственного ПриватБанка
После обнародования решения о национализации президент Порошенко пообещал клиентам ПриватБанка сохранность вкладов. «Мама!», - завопили клиенты и побежали срочно закрывать счета. Вечером 19 декабря председатель правления Александр Дубилет с ужасом сообщил, что за один день сняли 2 млрд. гривен.
Ни для кого не секрет, что в банковских хранилищах никогда не хранится столько наличности, сколько доверили ему вкладчики. Вместо пачек денег в стальных сейфах лежат долговые расписки банковских клиентов. Это тоже деньги, но вряд ли кто согласится взять свой вклад рискованными векселями. Поэтому в прежние времена, если вдруг вкладчики массово приходили закрывать свои счета – директор банка доставал из стола веревку и шел в сортир вешаться...
Сегодня на дворе XXI век, нравы уже немножко не те, никто из банкиров не выбрасывается в окно с криком «Я разорен!» К тому же, сделайте скидку на место, где все происходит, Украина – это страна потрясающе нестандартных решений. 20 декабря новый владелец банка (в лице государства) временно ограничил выдачу денег со счетов: нет, вы не подумайте чего, мы у вас денег не забираем, они есть, но снять со счета вы их не можете! Картина маслом.
Владельцы карточек ПриватБанка ломанулись в магазины, намереваясь обратить виртуальные деньги на счетах ПБ в гречку, сахар, сгущенное молоко и товары повседневного спроса. Но владельцы супермаркетов тоже не лыком шиты. Страшный техногенный вирус пронесся по торговым точкам Украины, выводя из строя банковские терминалы, и на предъявление приватовских карт кассиры устало отвечали: «Наличку, наличку давайте».
Более 18 миллионов граждан Украины, доверивших свои сбережения ПБ, оказались с никому не нужными пластиковыми карточками вместо денег. А это все люди 20-45 лет, рабочие, служащие, бизнесмены, и если хотя бы один из 10 отправится в Киев выбивать свое кровно заработанное – майдан 2014 года покажется игрой в детской песочнице.
Спасти Украину!
Срочно подняли по тревоге пожарную команду Гонтаревой, и 20 декабря НБУ предоставил ПриватБанку кредит рефинансирования на 15 миллиардов гривен. Эта мера, как предполагается, поможет пережить кризис и спасет от гибели ПриватБанк. Приват-Майдана не будет.
Однако уже понятно, что с национализацией ПБ Киев приобрел себе только дополнительный геморрой. Вместо как предполагалось спасительного круга ПриватБанк стал еще одной гирей на теле и без того идущей ко дну Украины. Вместо курочки, несущей золотые яйца, в руках у Порошенко и Ко оказался синюшный полудохлый бройлер Коломойской птицефабрики...
Klim Podkova