Указ президента США Дональда Трампа о расширении добычи нефти и газа на шельфе США означает конец эры добычи сланцевой нефти. Об этом заявил министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской… Это значит, что новая администрация делает ставку на шельфовую добычу, несмотря на существенно больший объем затрат по сравнению с проектами добычи сланцевой нефти.
Мой комментарий:
Думаю, администрация Трампа и сама не знает, на что она «делает ставку», иначе бы она не дразнила конгресс такими неоднозначными движениями. Резкие шаги Трампа каждый раз наталкиваются на сильное сопротивление парламента; по сути, ни один из них в первоначальном виде так и не свершился.
Речь идет о шельфе, который находится на глубинах 300-3000 м, потому что мелководные участки давно разведаны, а кое-где уже и выработаны. Добывать нефть при этих глубинах приходится с плавающих платформ из подводных скважин. Бурение и освоение такой скважины обходится в $40-50 млн. При последующей добыче глубоководный шельф накладывает сильные ограничения: ремонт этих скважин практически невозможен, ибо цена его почти не уступает стоимости бурения. В период ураганов приходится останавливать промысел. Самым опасным местом является райзер, длинная труба, соединяющая устье подводной скважины или их группы с плавучей платформой; именно обрыв райзера после выброса нефти в Мексиканском заливе обошелся BP в $54 млрд. Нет возможностей и для ремонта подводных нефтепроводов, их приходится дублировать; в случае аварии их просто отключают и строят заново.
Согласно расчетам, добыча такой нефти выгодна при ценах выше $70 за баррель. Опыта длительной эксплуатации пока нет, но подтверждением расчетов служит тот факт, что при нынешних ценах $50 глубоководные проекты массово откладываются на более поздний срок. Поскольку здесь аварии наносят огромный ущерб природе, на мой взгляд, этот шельф нельзя разрабатывать без мощной финансовой страховки, а это опять дополнительные затраты.
При нынешних нефтяных ценах компании не проявляют большого интереса к участкам глубоководного шельфа. В прошлом году Statoil, Shell и ConocoPhillips отказались практически от 80% лицензий на бурение к северу от Аляски в Чукотском море. А в августе полным провалом закончился аукцион на лицензирование участков в Мексиканском заливе: из 4399 (!!!) выставленных блоков (см. рисунок) куплены были 24, в том числе 2 приобрела ExxonMobil, десяток – BP и 12 – австралийская компания BHP Billiton. За все эти покупки компании заплатили целых $18 млн, что втрое меньше стоимости ОДНОЙ подводной скважины.
Забавно, что российские СМИ наперебой публиковали анонсы о предстоящем аукционе, а о его результатах не сообщил НИКТО. Кривовато и уродливо зеркало нашей прессы.
Впрочем, последний аукцион в марте нынешнего года оказался более результативным. В центральной, более продуктивной части залива было выставлено на продажу 9118 блоков общей площадью 76,8 тыс кв. км. 28 компаний купили 163 блока на общую сумму $275 млн. Лидером покупок стала Shell Offshore Inc. ($ 55,9 млн), наиболее перспективные блоки ушли за $6-24 млн. Почти половина лицензий выдана на участки с глубиной моря 800-1600 м, а треть располагается еще глубже.
Итоги последнего аукциона оказались вдвое лучше, чем год назад, но хуже, чем в 2015 г. Не удивительно: американские компании испытывают катастрофический дефицит свежих запасов, кроме того, рост цен в 1 квартале позволяет надеяться на его продолжение. Если надежды оправдаются, новое строительство станет их спасением, если нет – удавкой.
Глубоководные проекты имеют более длинный инвестиционный цикл, самый высокий уровень капитальных затрат, поэтому для их реализации придется сначала дождаться роста нефтяных цен. Они должны надежно закрепиться выше $80 в течение 1,5-2 лет, только так инвесторы в какой-то степени будут застрахованы от убытков. Сейчас же от бодрых заявлений новой администрации веет таким петушиным задором, что мне сразу вспомнилась хорошая пословица «Наше дело – прокукарекать, а там – хоть и не рассветай»…