Нет, речь пойдет не о Нюрнбергском процессе, признавшем СС преступной организацией. Рассказ будет о судьях в эсэсовских мундирах. Вы удивлены? Странно… Все мы не раз слышали, что СС было государством в государстве, имело свою разведку, свою политическую полицию, свои вооруженные силы. В структуре СС были и свои органы правосудия. Как, кого и за что судили суды СС?
Эталонный солдат
В марте 1923 года несколько «старых бойцов» добровольно взяли на себя обязанность обеспечивать безопасность горячо любимого фюрера даже ценой собственной жизни и поклялись ему в вечной преданности.
Отряд просуществовал всего два месяца. Но Гитлеру идея понравилась. В апреле 1925 года в структуре НСДАП появились охранные отряды (SchutzStaffel) – СС, которые благодаря стараниям их начальника Генриха Гиммлера превратились в огромное надгосударственное образование.
Изначально предполагалось, что эсэсовцы будут эталоном солдата Третьего рейха, поэтому в уставе организации были заложены очень суровые критерии отбора: рост – не менее 170см, идеальное телосложение, отличная физическая подготовка, расовая чистота, высокий интеллектуальный уровень и моральный облик, безупречное прошлое и разумеется, преданность партии и ее вождю Адольфу Гитлеру.
Эсэсовец без пропагандистского макияжа
На практике рядовые члены СС менее всего могли претендовать на звание интеллектуальной элиты нации – тест на грамотность для кандидатов в СС представлял диктант из трех предложений, написавший его без ошибок считался годным для службы в элитных войсках.
Что касается морального облика, то еще в 20-х годах Гитлер сказал: «Мне нужны люди с крепкими кулаками, которых не остановят принципы, когда надо будет укокошить кого-нибудь. А если они при случае часы сопрут — да плевать мне на это».
Можно сказать, что в СС целенаправленно отбирали здоровых лбов, не отягощенных интеллектом, склонных к правонарушениям, а еще лучше - имеющих откровенно преступные наклонности.
Неудивительно, что члены СС еще до начала Мировой войны постоянно имели конфликты с полицией, и Гиммлеру частенько приходилось вытаскивать своих подчиненных из самых разных грязных историй.
Неподсудные СС
В 1939 Гитлер разрешил проблему, законодательно выведя членов СС из системы германского правосудия. Теперь чтобы не совершил член Черного ордена, судить его мог только суд СС, решение которого не оспаривалось.
Суд СС не был общественной организацией вроде офицерского суда чести. В структуре центрального аппарата СС было создано Главное судебное управление, возглавляемое обергруппенфюрером (очень высокий чин, Шелленберг и шеф гестапо Мюллер имели звания на 1-2 ступени ниже). Управление занималось расследованием проступков членов СС, возбуждением уголовных дел, подготовкой и вынесением судебных приговоров.
Само управление базировалось в Мюнхене, имело свои отделения в более чем 30 городах, куда и доставляли провинившихся эсэсовцев для решения их судьбы. Среди приговоров были понижение в звании, заключение в каторжные тюрьмы, 376 человек были расстреляны. Какие же прегрешения ставились в вину членам ордена СС?
Вот вам для примера конкретное дело.
Высший суд СС против унтерштурмфюрера СС Макса Тойбнера. 24.05.1943г.
Макс Тойбнер в качестве командира ремонтного взвода оказался на Украине и по собственной инициативе принялся силами своей команды расстреливать евреев в каждом населенном пункте, куда заносила его военная судьба. С августа 1941 по ноябрь 1941 взводом Тойбнера были расстреляны около 1.000 евреев. В мае 1943 Тойбнер предстал перед Высшим судом СС.
В первых строках приговора сказано, что хотя никто не уполномочивал Тойбнера на проведение акций (этим должны заниматься спецкоманды), самочинные расстрелы ни в коей мере не ставятся ему в вину. Но он делал фотографии! А они, попав в чужие руки, могли быть использованы вражеской пропагандой. Возможность огласки – вот что беспокоило членов суда, а не факт массовых расстрелов.
Приговором суда унтерштурмфюрер был исключен из СС, объявлен недостойным военной службы и приговорен к заключению в каторжной тюрьме. Военнослужащий из взвода Тойбнера унтершарфюрер СС Мюллер, вырывавший детей из рук матерей и расстреливавший их на глазах обезумевших женщин был оправдан. Как видим, у Высшего суда СС были свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Еще судили эсесовцев за нарушение расовых законов (связь с представительницами неполноценных народов), гомосексуализм, трусость в бою и пр. Но большую часть своего времени судьи СС рассматривали хозяйственные преступления.
Концлагерь как прибыльное предприятие
Зная, что заключенные в концлагерях умирали от непосильного труда, мы как-то пропускаем тот факт, что труд этот не всегда был бесцельным и бессмысленным. Заключенные работали в каменоломнях, на кирпичных заводах, в ремонтных мастерских, на металлургических, химических и даже военных предприятиях.
Каждый узник должен был трудиться на благо рейха, принося прибыль даже своей смертью – волосы шли на набивку матрацев, жир – на изготовление мыла, пепел сожженных узников использовали как удобрение. Считалась каждая марка и родственникам умерщвленных заключенных из Германии и европейских стран даже высылался счет за кремацию.
В июле 1943 года на стол рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера лег документ. Судья СС Конрад Морген докладывал о вскрытых им фактах воровства администрацией концлагеря Бухенвальд.
Из представленных документов следовало, что золотые часы, портсигары и пр. ценности вплоть до золотых зубов заключенных вместо подвалов рейхсбанка растекаются по карманам сотрудников администрации лагеря.
Кроме золотых часов и зубов, найденных в посылках рядовых охранников, имели место расхищение государственных средств старшими офицерами, подделка бухгалтерской отчетности, хищение продовольствия, сдача узников «напрокат» хозяевам местных предприятий.
Первой в списке стояла фамилия начальника концлагеря Карла Коха, против которой Морген проставил «100.000 рейхсмарок» – именно столько по мнению судебной ищейки украл Кох у фюрера и рейха.
«Овчарка Гиммлера» Конрад Морген
Гиммлер дал делу ход, Кох был судим и приговорен к расстрелу. Морген личным распоряжением рейхсфюрера был повышен в звании через ступень и стал «личной овчаркой Гиммлера», занявшись исключительно инспекцией концлагерей.
Теперь вся его жизнь проходила в бесконечных командировках. Морген объездил всю лагерную Германию с севера на юг и с запада на восток. Каждый раз приезд Моргена воспринимался лагерной администрацией как предвестие страшной катастрофы, и она не заставляла себя ждать.
Представляемые нацистской пропагандой как образцы честности и бескорыстия члены СС в подавляющем большинстве оказывались прожженными ворюгами. Процесс следовал за процессом. Имея за спиной поддержку Гиммлера, Морген не щадил никого, ни рядовых охранников, ни комендантов лагерей.
Понижение в звании и отправка на Восточный фронт воспринимались как подарок судьбы, многие получали немалые тюремные срока, а комендант Майданека Герман Флорштедт как и Кох - расстрел. Более 800 уголовных дел возбудила группа Моргена, 200 закончились тяжелыми приговорами.
Морген и его команда работали до последних дней существования Третьего рейха. В начале 1945 года на основании материалов, подготовленных группой Моргена, был приговорен к смерти главный врач концлагеря Бухенвальд Вальдемар Ховен. Американцы помешали приведению приговора в исполнение, освободив Ховена, но лишь для того, чтобы повесить в 1948 году но уже не как расхитителя, а как нацистского преступника.
Реабилитации не подлежат
Каждый из осужденных Высшим судом СС заслуживал не тюрьмы, а смерти за преступления против человечества. Но никогда суд СС не ставил в вину обвиняемым участие в массовых убийствах и казнях. Все они были осуждены за хищения, коррупцию и воровство.
Сам же Конрад Морген, выступая на Нюрнбергском процессе в качестве свидетеля, заявил, что лично он не ставит сотрудникам лагерной администрации в вину участие в массовом уничтожении людей, поскольку оно производилось согласно прямому распоряжению из рейхсканцелярии. Так что не надо делать из него бойца Сопротивления, как и из осужденных им эсесовцев жертв нацизма - они однозначно были преступниками и реабилитации не подлежат.
Klim Podkova