Традиционно норвежцы, датчане, шведы и британцы каждое лето тянутся в теплые края — прямо как перелетные птицы. Любимыми местами отдыха многих являются такие островные жемчужины, как Майорка, Кос, Кипр и Родос, где можно получить все: от захватывающей ночной жизни до потрясающей архитектуры и истории.
Но уважать этот нюанс удается не всем. Во многих местах «аборигенов» просто достали ведущие себя по-хамски туристы, покупающие недвижимость и постоянно нетрезвые. Больница Juaneda в Пальме (Palma) ежегодно принимает около 1,5 тысяч скандинавских пациентов. Причина госпитализации многих кроется в злоупотреблении алкоголем.
Местные жители многих тропических курортов проводили демонстрации против массового туризма. Впрочем, манера скандинавов вести себя на отдыхе «достала» не только их. Хильде Сковдал (Hilde Skovdahl), ставшая популярной благодаря успешному фильму «Чартерная лихорадка» (Charterfeber), показанному телеканалом TV-3, считает, что всему должен быть предел.
«Шуметь и напиваться»
«Местные как бы потеряли всякий интерес. Я была в Магалуфе в 2009 году, и там вступить в какой-либо контакт с местным населением было совершенно невозможно. Они сыты нами по горло. Да и у полиции просто опустились руки», — говорит она и продолжает:
«Однажды ко мне в номер гостиницы попытался проникнуть какой-то мужчина, но когда я позвонила на ресепшн, чтобы объяснить, какая у меня возникла проблема, администратор сказала, что они ничего сделать не могут. Когда я спросила, не позвонить ли мне в полицию, она просто расхохоталась и сказала, что полиция никогда не станет этим заниматься», — рассказывает Сковдал.
«Чартерная Хильда» создала себе имя благодаря путешествиям, как частным, так и в качестве участницы телепрограмм. Она считает, что недостаток уважения, который норвежцы и представители других наций демонстрируют, когда они на отдыхе — настоящая трагедия.
«Скажу прямо, я тоже наслаждаюсь жизнью, но в меру, ведь существуют же границы того, что ты можешь себе позволить, находясь в других странах. Мы в Норвегии любим жаловаться на иностранцев и туристов, но стоит нам самим поехать куда-то, то сдерживающие центры куда-то исчезают», — говорит она.
Необходимо взять себя в руки
Сковдал самой доводилось видеть, как перебравшие туристы шумят в ресторане, потом извергают из себя выпитое и в почти бессознательном состоянии валяются на обочине дороги. Она считает, что раньше было лучше.
«Тогда все чинно и спокойно сидели себе в самолете, может быть, пропускали стаканчик. А когда добирались до места назначения, то загорали, наслаждались жизнью две недели, а потом так же чинно и спокойно отбывали из теплых мест. Сейчас туры стали такими дешевыми, что поехать в отпуск может кто угодно, и целью стало хулиганить и пить как можно больше», — считает известная телеперсона и добавляет, что «многие норвежцы ведут себя на юге, как тролли».
Проблема, по ее мнению, заключается и в том, что норвежцы покупают недвижимость на островных жемчужинах. Примерно у 23 тысяч норвежцев недвижимость в Испании, в Швеции недвижимость почти у 19 тысяч, а у 4 тысяч — в Турции. Сковдал подчеркивает, что мы должны уважать местное население.
«Если мы не возьмем себя в руки, то все закончится тем, что мы просто-напросто лишимся возможности ездить в эти потрясающие страны. В нашем мире и так уже хватает войн, мы не должны нарушать добрые отношения, непотребно ведя себя за границей», — считает телезвезда.
Она сравнивает вышеупомянутую тенденцию с проблемой пластмассы, загрязняющей мировой океан, и считает, что мы должны действовать «незамедлительно, пока еще не потеряли возможность купаться или наслаждаться флорой и фауной моря. Это было бы катастрофой».
Продолжительная борьба
В последние недели Dagbladet опубликовала несколько репортажей и статей о ненависти, которую возбуждают туристы. Геолог Герард Хау (Gerard Hau) заявил, что скандинавы раскупили все жилье в Санте Каталине (Santa Catalina), и что у местных теперь просто не хватает денег, чтобы там жить.
В прошлом году Dagbladet писала об испанском курорте Ибице, местные власти там сообщали, что у курорта просто нет возможности принимать столько народа. Начальник отдела туризма местной администрации говорил, что скоро у них не останется воды, и что они больше не могут принимать столько отдыхающих.
В начале этого лета туристический начальник рассказал, что они просят ЕС прекратить подачу алкоголя, чтобы покончить с теми, кто мертвецки пьяным сходит уже с трапа самолета.
По словам исследователей, на Майорке каждое лето на одного местного жителя приходится 20 туристов, туризм на острове — по-прежнему важная отрасль экономики.
Для норвежцев излюбленное место отдыха — Испания, по пятам за ней идет Дания. Если верить данным одного из опросов общественного мнения, то в Испанию в этом году отправятся полмиллиона норвежцев.
Профессор Рюнар Дёвинг (Runar Døving) с кафедры маркетинга Университетского колледжа «Христиания» провел несколько исследований, посвященных Югу и привычкам норвежцам на отдыхе. Он говорит, что громкие протесты местного населения не являются чем-то новым, что, когда он проводил исследования в той же области 25 лет тому назад, все было точно так же.
«У жителей Северной Европы довольно-таки неприятная культура пития. Они напиваются каждые выходные или каждый день — когда на отдыхе. Человек, попавший в место с дешевым и легкодоступным алкоголем, малопривлекателен для окружающих», — рассказывает профессор в беседе с Dagbladet.
Нужны границы
Впрочем, он считает, что виноваты в этом не только туристы, но и те, кто создает условия, делающие подобное возможным. Он считает, что все начинается уже в аэропорту.
«Тут все зависит от местного законодательства, но совершенно очевидно, что речь идет и о простой жадности. Если в самолете разносят дешевую выпивку, дело плохо. Если бы компании, существующие за счет чартерного туризма, не были такими жадными, то, возможно, путешествующие вели бы себя лучше», — говорит он и продолжает:
«Разумеется, гостиницы тоже заинтересованы в том, чтобы вы, останавливаясь у них, пили бы и поэтому тратили бы больше денег на то, что вовсе не является необходимым. Тут следует поднять цены на алкоголь и в большей степени регулировать места, где разрешается пить. Таким образом, можно ограничить предоставляемые людям возможности», — объясняет он.
Чтобы «юг» функционировал нормально, «охотникам за наживой» следовало бы перенять то, что профессор называет «испанской моделью». В отличие от модели греческой, где «юг» буйно произрастает в мелких населенных пунктах, и со временем туристы их просто аннексируют, испанцы огораживают районы, где «юг» может существовать беспрепятственно.
«Если взять и разрешить, чтобы „юг" был повсюду, то, без сомнения, станут возникать конфликты. Но если, напротив, собрать всех туристов в одном месте, в этаком „пузыре", то это оправдано. Именно здесь власти и должны вмешиваться, если захотят разбираться с проблемами», — говорит профессор.
Дёвинг объясняет, что можно также регулировать и то, как туристы будут приобретать или снимать жилье через Airbnb, создавать зоны, где будет запрещено строить гостиницы, и заставить местных политиков положить конец покупке скандинавами местного жилья.
«Если почитать испанские газеты, то поймешь, что они относятся к проблеме двойственно. Массовый туризм им не нравится, но им по-прежнему нравится иметь много новых рабочих мест и сильную экономику. Тут надо всего лишь найти компромисс», — говорит он в конце беседы.