или Почему так возбудилась несистемная оппозиция
Если почитать наших либералов, в Приморье, Хакасии, Владимирской области и Хабаровском крае произошло некое беспрецедентное событие, тектонический сдвиг, поставивший крест на путинской вертикали власти.
Игорь Глуховский: Оказывается, «Единую Россию» можно бить наотмашь. По Закону. Выборами. Впрочем, я об этом говорю постоянно. Прошедший второй тур выборов в Хабаровском крае и Владимирской области это показал четко. Так же показательны выборы в Хакассии и еще ряде регионов, где представители едроссов получили политического пинка от избирателей. Показательного такого, жесткого пинка.
Борис Вишневский: Разгром единороссовских губернаторов, публично поддержанных Путиным, — не просто пощечина подполковнику КГБ, возомнившему себя то ли новым Иваном Грозным, то ли новым Сталиным. Это признак системных изменений настроения избирателей. Главный критерий — «только бы не «эти».
Новости выжившей из ума смехдержавы: У У Кремля разъезжаются штаны. Пока не на причинном месте, а на заднице. Но факт остается фактом: четыре проигранных протесту региона — это много.
Алексей Макаркин: Люди под влиянием пенсионной реформы и общей экономической ситуации проявляют большую требовательность к власти. Но при этом иногда они дают ей еще кредит доверия или доверяют конкретным людям.
Если внимательно присмотреться к списку действующих губернаторов, легко заметить, что 17 из них — беспартийные. Это двадцать процентов, даже несмотря на то, что часть из них выдвигалась «Единой Россией». Если добавить к ним шесть глав регионов — коммунистов и либеральных демократов, то становится понятно: партия власти рулит далеко не везде.
Я, насмотревшийся в 90-е, как страна рвалась буквально по швам, с настороженностью отношусь к выборам руководителей субъектов федерации. Кто из них не объявит о суверенитете, случись в Москве майдан по типу украинского? Такое уже бывало.
По мне так достаточно выборов мэров городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) и муниципалитетов, а вот в регионы, которые перечислены в ст.65 Конституции РФ, руководителей лучше назначать. Без оглядки на мнение стран Запада и крики внутренней оппозиции.
Однако у Кремля другой подход, более демократичный. Вчера стало известно о трех назначениях врио губернаторов — в Астраханской области, Приморском крае и Кабардино-Балкарии. По сложившемуся порядку следующей осенью они выставят свои кандидатуры в единый день голосования и должны победить (или проиграть). Временно исполняющим обязанности как бы дан испытательный срок, в течение года они должны расположить к себе население вверенных регионов. Срок вполне достаточный.
То есть, Владимир Путин не просто назначает, а как бы проверяет деловые качества кандидатов, дает им возможность проявить себя. Ему они нравятся, но последнее слово остается за народом.
Например, назначенный вчера врио губернатора Приморского края Олег Кожемяко в марте 2015 года указом президента был назначен врио губернатора Сахалинской области (сменил арестованного вора Хорошавина). И уже через полгода был избран губернатором Сахалинской области на досрочных выборах с результатом 67,8 % голосов.
Андрей Ищенко (КПРФ), фаворит губернаторской гонки в Приморье, считает, что победить Олега Кожемяко на новых выборах его команде будет сложно. Скорее всего, так оно и есть. Но даже такому опытному человеку, как Кожемяко, за неполных три месяца будет трудно стать популярным в новом регионе.
Я, собственно, к чему.
По-моему, никакого крушения партии власти или тем более Кремля не наблюдается, иначе выборы были бы отменены вообще. Например, под предлогом обострившегося противостояния Западом или из-за санкций. Если либералы считает Россию осажденной крепостью, перессорившуюся со всем цивилизованным миром, то это более чем серьезный повод закрутить гайки.
Однако Путин идет по демократическому пути — он выставляет против коммуниста Андрея Ищенко человека, которому доверяет. Но если победит все-таки коммунист — думаете, отменят результаты голосования? Нет, конечно. Губернатором Приморья станет Ищенко, а опытного управленца Кожемяко переведут на другую работу.
Подумаешь, проблема.
Для меня, как, думаю, и для подавляющего большинства, «Единая Россия» — никакая не партия. Это просто скамейка запасных, откуда черпаются кадры для работы в регионах, в министерствах, в Администрации президента или, на худой конец, в Государственной думе. Я вообще к демократии отношусь весьма скептично. Но тут уж ничего не поделаешь — опыт и привычка анализировать явления как внутри страны, так и за рубежом, приучили к мысли о том, что свободного голосования нет нигде.
В Великобритании вообще нет прямых выборов, если не считать голосования за мэров некоторых городов. Плевать хотела Корона как на мнение чужеземцев, так и на своих подданных.
В США выскочке Трампу противостоит вся система. Его того и гляди упакуют в импичмент или попросту подстрелят, как Кеннеди.
В Германии Ангела Меркель уже 13 лет возглавляет страну. И никто не обвиняет канцлера в узурпации власти.
Во Франции реальному претенденту на президентский пост Франсуа Фийону не позволили стать даже кандидатом — подключили правоохранительную систему и послушные медиа. Бросили все силы на дискредитацию Марин Ле Пен. В результате французам подсунули милого мальчика-глобалиста Эммануэля Макрона, за пару месяцев надули ему рейтинг.
Отработанные до мелочей технологии воздействия на электорат — это и есть современная демократия. На Западе свои подходы, у нас свои. Серьезные страны не пускают дело на самотек — слишком много поставлено на карту. Географическую, между прочим.