Врагу не сдается «балтийский Варяг»

__________________________________________

 


19 августа 1915 года команда канонерской лодки «Сивуч» повторила подвиг крейсера «Варяг».

Для России военные действия весной-летом 1915 года на западном направлении были неуспешными. Германия значительно усилила восточную группировку, в результате войскам противника удалось прорвать русский фронт и занять часть российских территорий. Мы оставили Польшу, Галицию, Курляндию (часть современной Латвии). Войска неприятеля вышли к Рижскому заливу, и фронт вплотную подошел к Риге.

Для поддержания Шлокского отряда, который держал оборону Риги и при этом практически не имел артиллерии, командование направило канонерские лодки «Сивуч» и «Кореец». Вместе с другими кораблями Балтийского флота они участвовали в совместных боевых действиях с сухопутными силами Рижского укрепрайона и оказывали значительную поддержку пехоте.

Германское военное руководство для ускорения операции по захвату Риги направило в Рижский залив эскадру кораблей для ликвидации военно-морских сил России, находившихся в заливе и препятствовавших взятию города.

Попытка прорваться в залив 8 августа 1915 года для 7 немецких броненосцев, 6 крейсеров, 24 миноносцев и 14 тральщиков оказалась неудачной. Силы русских были значительно меньше, но эскадренный броненосец «Слава», канонерские лодки «Сивуч», «Храбрый» и «Грозящий», минный заградитель «Амур» и 16 эсминцев воспрепятствовали проходу немецкой эскадры через Ирбенский пролив.

В последующие дни немцы надежно прикрывали свои тральщики, которые разминировали минные заграждения в проливе. Силы, обороняющие Рижский залив, оказывали напирающим немцам героическое сопротивление, выбили противника из графика наступления, но как совершенно точно отметил капитан 2-го ранга Георгий Старк «с нашими силами мы позицию удержать не сможем, вопрос только времени».

К 18 августа немцы пробили полосу минных заграждений и уничтожили противолодочную сеть. К этому времени все корабли отступили на базу в Моонзунд, дальнейшее их пребывание в заливе было крайне опасным. Лишь «Сивуч» и «Кореец» продолжили работу по установке мин. Приказ покинуть Рижский залив прозвучал слишком поздно, когда в залив уже вошли корабли противника. Шанс выйти из него командиром «Корейца» капитаном 2-го ранга Иваном Федяевским оценивался как один из ста.

Федяевский и командир «Сивуча» капитан 1-го ранга Петр Черкасов приняли решение «в случае гибели от подводной лодки, другому кораблю людей не снимать; в случае встречи с более сильным и многочисленным неприятелем, не держаться соединено».

6 (19) августа канонерские лодки покинули порт усть-двинской крепости, до вечера им удалось пройти курсом на север, оставаясь незамеченными. Однако около девяти часов они обнаружили приближающиеся немецкие корабли: крейсер «Аугсбург» и два эсминца.

Корабли противника были быстроходней и лучше вооружены, в сумме 17 германских пушек против 12 русских. Столкновения избежать не удалось, «Кореец» с «Сивучем», развив максимальную скорость, попытались уйти. Немцы включились в погоню, при сокращении дистанции с бортовых орудий они открыли огонь, а эсминцы выпустили торпеды. От торпед канлодки уклонились, но немецкая артиллерия достала «Сивуч» и разбила кормовые орудия.

«Корейцу» удалось сбить носовой прожектор с «Аусбурга» и при наступившей темноте, отойти. Отход «Корейца» прикрывал «Сивуч», он принял на себя всю мощь огня немецкого крейсера, к которой вскоре присоединились подошедшие немецкие эсминцы и линкоры «Позен» и «Нассау».

«Сивуч» нанес повреждения «Аугсбургу» и эсминцу, но силы были слишком не равны. Корабль превратился в пылающий факел, лодка потеряла ход и стала погружаться в воду. В таких условиях мичман Михаил Мурзин продолжал вести огонь по противнику из единственного уцелевшего орудия.

Последнее известие, которое отправил командир корабля Петр Нилович Черкасов, сообщало: «Погибаю, но не сдаюсь».

«Сивуч» затонул у острова Кюно (ныне Эстония). Немцы подобрали уцелевших моряков и оказали им помощь. 98 моряков вместе с капитаном Черкасовым погибли, от ран среди 50 подобранных, скончалось еще 8 моряков. Петр Черкасов посмертно был произведен в капитаны 1-го ранга и удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени.

Тот самый один из ста случаев, о котором говорил капитан Федявский, выпал команде его корабля. «Кореец» сел на мель и на следующий день, чтобы корабль не достался противнику, командир принял решение взорвать его. Сведениями о том, что немцы уходят из залива, капитан Федявский не располагал. Немецкая эскадра, методично пробивавшаяся в Рижский залив, ушла из него 20 августа.

Что заставило поменять планы германского командования? Одним из факторов стало упорство русских, малыми силами они сорвали график наступления, уничтожили и вывели из строя несколько немецких кораблей.

«Сивуч», как и «Кореец» изначально строился для Амурской военной флотилии и имена им были даны в честь кораблей, участвовавших в Русско-японской войне. Команда «Сивуча» во главе с капитаном Петром Черкасовым совершила подвиг равный подвигу экипажу знаменитого «Варяга», поэтому эту канонерскую лодку называют «балтийским “Варягом”». Подвиг русских матросов и офицеров навсегда останется в истории.

Кирилл Брагин

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 3).

реклама 18+

 

___________________

 

___________________