Знаменитое «японское качество» вполне может перейти в разряд мифов, в которые в будущем мало кто будет верить. Ещё одна японская корпорация, Mitsubishi Materials Corp., призналась в фальсификации данных по своим продуктам — материалы с фальсифицированными характеристиками поставлялись более чем 250 клиентам, в том числе авиапроизводителям.
Акции Mitsubishi Materials (подразделение Mitsubishi Group) упали на 11% после того, как вскрылись факты о систематических подделках отчётности в трёх своих дочерних компаниях. Mitsubishi Cable Industries Ltd. фальсифицировала данные о качестве резиновых уплотнителей, а Mitsubishi Shindoh Co. — данные по латунным полосам.
Некачественные продукты могли быть поставлены 229 клиентам Mitsubishi Cable Industries и 29 клиентам Mitsubishi Shindoh. Ещё одно подразделение, Mitsubishi Aluminum Co. Ltd., также поставляло продукты с неверной документацией, однако, по утверждениям компании, она уже уладила отношения с клиентами, которые подтвердили, что поставленные материалы якобы «безопасны».
Недавно уже писали о фальсификациях данных о продукции на предприятиях японской металлургической компании Kobe Steel. Оказалось, что работники заводов годами фальсифицировали данные о продукции. Как следствие, под угрозой также репутация японского автопрома. После того, как в Kobe Steel признались, что не уверены в качестве своих металлургических продуктов, выпускавшихся в течение ряда лет на нескольких заводах, крупнейшие автопроизводители Toyota Motor Corp. и Subaru Corp. немедленно начали выяснять, где они могли использовать попавшие под подозрение материалы.
Спустя всего несколько дней выяснились новые подробности. Оказывается, что были фальсифицированы данные в том числе по железнорудному концентрату (порошку), который используется в производстве многих важнейших компонентов, включая мотор, трансмиссию, тормоза и рулевое управление.
На фоне этих новостей акции Kobe Steel Ltd. упали ещё на 20%, после вчерашнего падения на 22%. С пятницы по среду общая рыночная стоимость компании, третьего по величине в Японии производителя стали, обрушилась с 498 миллиардов йен до 313 миллиардов йен (то есть, примерно на 1,6 милиарда долларов). Инвесторы в панике.
Это не первый и наверное не последний случай, когда японские корпорации занимались приписками, подделкой статистики или прямыми нарушениями стандартов. Достаточно вспомнить Фукушиму (TEPCO) и Тошиба.
Волна разоблачений прокатилась и по сектору автопроизводства. Компания Nissan Motor Co. сообщила, что почти 40 лет проводила инспекции новых автомобилей с нарушениями установленного порядка, а компания Subaru Corp. призналась, что разрешала несертифицированным работникам проводить проверки товара перед отправкой. Компания-производитель автокомпонентов Takata Corp. подала на банкротство в этом году после скандала с неисправными подушками безопасности.
Такими темпами само понятие «японское качество» будет скоро окончательно дискредитировано.
Возможно, проблема в том, что Япония постепенно отходит от традиций старого японского капитализма, которому был свойственен высокий уровень корпоративной и личной ответственности, и переходит к американскому стилю ведения бизнеса.
PS. «Американский стиль ведения бизнеса» — это значит, что вам непрерывно врут. Например, в течении последнего года компания-автопроизводитель Tesla теряет по 480 000 долларов КАЖДЫЙ ЧАС — но это не мешает Ололону Маску надувать щеки и биржевые котировки, благодаря чему Tesla на бирже имеет капитализацию выше, чем General Motors и Ford Motors.