Старый Свет находится на пороге масштабных перемен
Проблемы с нелегальной миграцией в Европе и террористические атаки, совершенные там религиозно мотивированными экстремистами, обострили вопросы, связанные с европейскими мусульманами. Рефлексией на эти явления стал всплеск научных и аналитических работ, посвященных будущим взаимоотношениям Европы и исламского мира.
Так, 29 ноября 2017 года американская социологическая служба Pew Research Center анонсировала результаты исследования под названием «Растущее мусульманское население Европы», проведенного в 28 странах-членах ЕС, а также Норвегии и Швейцарии с целью спрогнозировать движение мусульманского населения в Европе.
Согласно представленной специалистами Pew Research Center информации, с 2010 по 2016 год численность мусульман на европейском континенте возросла с 19,5 до 25,77 млн человек. В совокупности доля жителей-мусульман там выросла с 3,8% до 4,9%. Подробно это отражено на рисунке ниже[1].
Как видно, расселение мусульман в Европе происходит неравномерно. Например, на Кипре их численность составляет приблизительно 25% населения, в Болгарии – 11%, во Франции– 8,8%, в Швеции – 8,1%, в Австрии – 6,9%, в Британии – 6,3%, в Германии и Швейцарии – по 6,1%. В абсолютных цифрах, по числу мусульман доминируют Франция (5,72 млн), Германия (4,95 млн), Великобритания (4,13 млн), Италия (2,87 млн), Нидерланды (1,21 млн) и Испания (1,18 млн).
С учетом нынешних тенденций движения населения, американские аналитики попытались спрогнозировать его дальнейший рост, исходя из сценариев с низкой, средней и высокой миграцией. Подробно это показано на рисунке ниже.
Представленная информация свидетельствует, что даже при нулевой миграции (только за счёт высокой рождаемости) к 2050 году. количество мусульман в Европе возрастёт до 35,77 млн. При этом доля немусульманского населения сократится с 495,1 до 445,9 млн (уже за счет низкой рождаемости среди коренных европейцев).
В случае реализации данного сценария, доля мусульман в общей картине населения континента увеличится с 4,9% до 7,8%. Особенно заметно их численность возрастет во Франции (с 8,8% до 12,7%), Швеции (с 8,1% до 11,1%), Великобритании (с 6,3% до 9,7%), Австрии (с 6,9% до 9,3%) и Германии (с 6,1% до 8,7%).
Согласно другому сценарию движения населения, к 2050 году число мусульман в Европе вырастет до 57,88 млн – то есть станет вдвое больше по сравнению с нынешним уровнем. На первое место по доле мусульман выйдет с 20,5% Швеция, обогнав Францию (17,4%) и Великобританию (16,7%), а за ними будет идти с 13,4% Норвегия (сейчас доля мусульман там составляет 5,7%). Многократно возрастёт доля мусульман в Финляндии – с 2,7% до 11,4%.
В соответствии с третьим сценарием ученых, предусматривающим высокий уровень иммиграции, к 2050 году количество мусульман в Европе составит 75,55 млн (это приблизительно в три раза больше, чем сегодня). Мусульмане составят практически треть (30, 6%) населения Швеции, будут пятой долей населения Австрии (19,9%), Германии (19,7%), Франции (18,0%), Великобритании (17,2%) и Норвегии (17,0%).
Какой бы сценарий ни вышел на первый план, выводы ученых свидетельствуют, что Старый Свет находится на пороге масштабных перемен, которые в долгосрочной перспективе серьезно повлияют на его этноконфессиональный ландшафт.
Общественное недовольство происходящим на континенте растет уже сейчас. Анализ результатов последних социологических исследований, проведенных в Европе, свидетельствует, что там стало в разы больше ксенофобских проявлений, причем большая доля их них – в адрес мусульман.
Опубликованные в феврале 2017 года результаты опроса общественного мнения, проведенного аналитическим центром Chatham House в десяти европейских странах, свидетельствуют, что 55% опрошенных согласны с утверждением о необходимости остановить миграцию в Европу из мусульманских стран, при этом только 20% выразили противоположную позицию. Не определились 25% респондентов.
Больше всего противников приезда мигрантов-мусульман оказалось среди жителей Польши (71%), Австрии (65%), Венгрии (64%), Бельгии (64%) и Франции (61%)[2]. Следует отметить, что в последние годы динамика таких настроений коренного европейского населения только набирает обороты.
Оценивая риски, связанные с переходным периодом демографического сдвига и его возможными социально-политическими последствиями, ряд стран ЕС отказались действовать в фарватере общеевропейской миграционной политики. В частности, руководствуясь собственными национальными интересами, государства «Вышеградской группы» (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия) поставили жесткий барьер на пути прибывающих из стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Осознавая опасность подрыва общеевропейской «идеологически верной» линии, Европейская комиссия начала судебную процедуру в отношении Венгрии, Чехии и Польши за невыполнение решения Евросоюза от 2015 года по расселению беженцев. В свою очередь, Словакия и Венгрия выдвинули против Еврокомиссии встречный иск (по их мнению, решение по квотам было принято недемократично, вопреки их протестному голосованию), подчеркивая тем самым решимость противодействовать нажиму Брюсселя.
С учетом сказанного выше ясно, что тема миграции является для государств–членов ЕС серьезным разделительным барьером, усугубляющим имеющиеся противоречия между интересами еврофункционеров, национальных элит и общества. Как промежуточный результат – «партии, бросающие вызов», завоевывая антимигрантскими лозунгами голоса коренных европейцев, теснят либерально-демократические силы. Глубинные тенденции указывают на то, что идеологический раскол в Евросоюзе усиливается.