На сайте издания «Голос Правды» опубликована новая запись независимого журналиста Мирославы Бердник:
К запрету в Польше бандеровской идеологии и ответственности за отрицание ВОлынской резни.
Публикация Александра Дюкова об антипольских планах ОУН. Планы резни поляков существовали у украинских националистов еще до начала Второй мировой — и были воплощены в жизнь.
Трагические события «Волынской резни» 1943–1945 гг. до сих пор привлекают внимание не только историков, но и широкой общественности. Многочисленные монографии и документальные публикации, вышедшие в свет в последние десятилетия, позволяют детально изучить кровавую этническую чистку[1], унесшую от 60 до 200 тысяч жизней польских жителей Волыни и Галиции, описать процесс организованных украинскими националистами массовых убийств поляков на локальном уровне, назвать имена палачей, жертв и спасавших жизни поляков праведников[2]. Нет сомнений, что работа по изучению трагедии будет продолжаться и дальше.
Данная документальная публикация не претендует на широкое освещение событий «Волынской резни» 1943–1945 гг. Составители ставили перед собой гораздо более скромную задачу – познакомить широкую общественность с ключевыми документами Организации украинских националистов (ОУН), формулирующими программу организации по решению «польского вопроса». Все включенные в тематическую подборку документы хранятся в украинских архивохранилищах и уже введены в научный оборот украинскими исследователями; при этом, однако, публикуемые документы остаются неизвестными не только широкой аудитории, но и многим историкам. Именно это обуславливает актуальность настоящей документальной публикации.
Первый из включенных в публикацию документов выявлен в фондах Государственного архива Львовской области научным сотрудником Центра исследований освободительного движения (укр.,Центр досліджень визвольного руху) Михаилом Посивнычем и опубликован им в 2003 году[3]. Документ представляет соборой агитационно-пропагандистскую брошюру «Как и за что мы боремся с поляками», изданную Краевой экзекутивой ОУН в начале 1931 г. По обоснованному предположению М. Посивныча, автором брошюры был либо идеологический референт Краевой экзекутивы ОУН Степан Ленкавский, либо организационный референт Степан Охримович. В любом случае, брошюра выражала позицию руководства ОУН; отрывки из нее впоследствии публиковались в других издания Краевой экзекутивы[4].
Поскольку официальные издания ОУН носили программный характер и именно ими в своей деятельности должны были руководствоваться рядовые члены организации[5], не вызывает сомнения, что брошюра «Как и за что мы боремся с поляками» повлияла на воспитание ненависти к полякам. Именно этой национальной ненавистью руководствовались члены ОУН во время т.н. «противоколонизационной» акции во второй половине 30-х гг. ХХ века. В рамках этой акции весной 1937 г. полякам колонии рядом с. Дмитровом было приказано под угрозой смерти покинуть свои дома. После того как испуганные люди бежали, их дома были сожжены[6]. Это был прообраз будущей «Волынской резни»; показательно, что инициатором акции был областной проводник ОУН Иван Климов (псевдоним «Легенда»), впоследствии внесший немалый вклад в борьбу ОУН с «национальными врагами» – евреями и поляками[7].
Второй предлагаемый вниманию читателя документ – подготовленная в середине 1938 г. «Военная доктрина украинских националистов». Экземпляр этого чрезвычайно важного документа, ранее известного лишь по тенденциозно сокращённому эмигрантскому изданию[8], выявлен в фондах Архива ОУН в Киеве доцентом кафедры новой и новейшей истории Украины Украинского католического университета (Львов) Александром Зайцевым. В 2013 г. А. Зайцев опубликовал ключевой фрагмент «Военной доктрины» – раздел «Национальное восстание»[9]. Автор «Военной доктрины» — член Краевой экзекутивы ОУН, референт по военной подготовке Михаил Колодзинский, написавший эту объемную работу (около 200 страниц машинописного текста) по просьбе референта по идеологии Ярослава Стецько для публикации в одном из официальных журналов организации[10].
«Военная доктрина украинских националистов» М. Колодзинского была частично опубликована в Кракове в 1940 г.[11]; не приходится сомневаться, что с ней ознакомилось все руководство ОУН. Создается впечатление, что работа Колодзинского была также известна и поддерживавшим ОУН нацистским спецслужбам. Подтверждением правильности подобного предположения служит задание, порученное руководством ОУН перед вторжением в Польшу. 15 августа 1939 г. абвером из членов ОУН было создано диверсионное подразделение под кодовым названием «Bergbauernhilfe». Общая численность подразделения составляла около 600 человек, которых возглавил один из членов Главного провода ОУН полковник Роман Сушко.[12] Задачей подразделения должна была стать организация антипольского восстания на Западной Украине и очищение территории от «нежелательных элементов». Согласно показаниям начальника 2-го (диверсионного) отдела абвера Э. фон Лахузена на заседании Международного военного трибунала в Нюрнберге, 12 сентября 1939 г. соответствующее указание было сделано начальнику абвера адмиралу Канарису министром иностранных дел Третьего Рейха И. фон Риббентропом. «Смысл приказа или указания, – рассказывал Лахузен, – был таков: необходимо было связаться с украинскими националистами, с которыми разведка имела уже соответствующий контакт в военном отношении, для того, чтобы вызвать повстанческое движение в Польше, которое имело бы своим следствием истребление поляков и евреев в Польше. Об этом говорилось Риббентропом лично Канарису. Когда говорили «поляки», то подразумевали интеллигенцию и те круги, которые выступали в качестве носителей национального сопротивления…»[13] Как видим, задание, которое нацистское руководство ставило перед сформированным из оуновцев подразделением, совпадало с планами, сформулированными в «Военной доктрине» Колодзинского. По независящим от украинских националистов причинам этот план не был воплощен в жизнь[14]; однако несмотря на это уже в сентябре 1939 г. украинские националисты приступили к расправам над польскими военными, политическими активистами и сельскими учителями. В селе Словятин местными украинскими националистами были уничтожены большинство проживавших в селе поляков, а в девяти близлежащих населенных пунктах вырезано 129 польских жителей. Показательно, что эти убийства происходили именно там, где ОУН преуспела в создании подпольных вооруженных отрядов[15].
Идеи, сформулированные Колодзинским, можно найти и в агитационно-пропагандистских, и во внутренних нормативных документах ОУН – таких, как, например, датируемая маем 1941 г. инструкция «Борьба и деятельность ОУН во время войны». Этот документ включен в тематическую публикацию под третьим номером. Одна из копий инструкции «Борьба и деятельность ОУН во время войны» выявлена в Центральном государственном архиве высших органов власти Украины украинским историком Иваном Патриляком и опубликована им сначала частично в «Украинском историческом журнале», а затем, в 2006 г., – полностью в сборнике документов «ОУН в 1941 году»[16]. Еще одна копия инструкции впоследствии была выявлена в фондах Российского государственного архива социально-политической истории[17].
В отличие от «Военной доктрины украинских националистов», инструкция «Борьба и деятельность ОУН» была широко известна не только высшему руководству ОУН, но и руководителям среднего звена, осуществлявшим подпольную работу на территории Западной Украины. В преддверии нападения Германии на Советский Союз провод ОУН счел необходимым разработать документ, содержащий указания о том, как надо организовывать восстание в тылу советских войск и как создавать на захваченной территории «украинскую государственность». Не обойденным вниманием оказались и вопросы борьбы с «враждебными» национальными меньшинствами.
Нападение Германии на Советский Союз дало украинским националистам возможность приступить к реализации планов, содержащихся в инструкции «Борьба и деятельность ОУН во время войны». И хотя главной жертвой украинских националистов летом 1941 г. стали проживавшие на Западной Украине евреи[18], поляки также подвергались жестоким нападениям. В ряде населенных пунктов поляки были приравнены к евреям, из заставляли носить белые повязки[19]. Однако политика, проводившаяся германскими оккупационными властями, помешала ОУН реализовать свои планы в полной мере; вскоре украинские националисты были в буквальном смысле слова «выпихнуты» их бывшими союзниками в подполье[20].
Четвертый документ, предлагаемый вниманию читателей, хранится в Государственном отраслевом архиве Службы безопасности Украины и представляет собой уникальное свидетельство о состоявшейся осенью 1942 г. во Львове первой военной конференции ОУН(Б). Ее автор – один из участников конференции, краевой военный референт ОУН-Запад Лука Павлишин, в 1944 г. пошедший на сотрудничество с органами НКВД под псевдонимом «Ярослав»[21]. В конце ноября 1944 г. им были написана записка с подробным изложением как выступлений участников первой военной конференции ОУН(Б), так и содержания разработанной по итогам конференции военной программы. Впервые этот документ был частично опубликован в 2005 г. в сборнике документов «Поляки и украинцы между двумя тоталитарными системами»[22].
«Военная программа», разработанная в конце 1942 г. офицером для специальных поручений при военном референте Иваном Климовым (псевдоним «Легенда»), краевым военным референтом ОУН-Запад Лукой Павлишиным (псевдоним «Вовк») и краевым военным референтом ОУН-Север Василием Ивахивым (псевдоним «Сом») имеет очевидную идейную связь с «Военной доктриной» М. Колодзинского. Помимо визионерских фантазий о распаде СССР, военная программа содержит практические предложения по радикальному разрешению проблемы «национальных меньшинств».
Выполнение «национальных пунктов» военной программы должно было быть приурочено к «началу военных действий за независимость». По всей видимости, изначально речь шла о достаточно отдаленном времени, однако стремительное изменение ситуации на Волыни смешало все расчеты. После того, как в марте – начале апреля 1943 года в формирования ОУН(Б) ушли несколько тысяч военнослужащих украинской «вспомогательной полиции», краевой проводник Дмитрий Клячковский (псевдоним «Клим Савур») приступил к выполнению «военной программы». Это стало началом «Волынской резни»[23].
Публикуемые документы наглядно демонтируют эволюцию подходов Организации украинских националистов к решению «польского вопроса». Начав с разжигания национальной ненависти к полякам (брошюра «Как и за что мы боремся с поляками» 1931 г.), руководство ОУН к 1938 г. сформулировало «Военную доктрину украинских националистов», предусматривавшую в рамках вооруженного восстания организацию нападений на польское население Западной Украины с целью его изгнания. «Военная доктрина» предусматривала также уничтожение польских хозяйств и вовлечение в антипольские выступления широких масс украинского крестьянства. Однако попытка реализации этой программы в сентябре 1939 г. оказалось неудачной. Разработанная в мае 1941 г. инструкция «Борьба и деятельность ОУН во время войны» внесла в оуновские планы решения «польского вопроса» некоторые коррективы: часть польских селян планировалось не изгонять с западноукраинских земель, а насильственно ассимилировать. Одновременно планировались убийства «польских активистов». Однако и этот план летом 1941 г. реализовать не удалось. Наконец, в конце 1942 г. была сформулирована «военная программа» ОУН, предусматривавшая уничтожение всех поляков, которые не согласятся «добровольно» выехать с территории Волыни и Галиции. Именно эта программа и была реализована в 1943–1944 г. Таким образом, произошедшая кровавая этническая чистка может рассматриваться как заранее спланированная руководством ОУН преступная акция, реализовать которую удалось лишь с третьей попытки.
* * *
Все вошедшие в тематическую публикацию документы приводятся на языке оригинала. Сокращения в тексте обозначены знаком […], в комментарии указывается, какие разделы документов подверглись сокращению.
Вопреки принятой практике, публикуются образы лишь некоторых из вошедших в публикацию документов. Это связано с тем, что получить копии данных документов из украинских архивов не удалось; текст документов в этом случае воспроизводится по подготовленным украинскими историками научным публикациям.
Также в тему...