Этот день в истории:
Референдум в Австрии по аншлюсу с Германией прошел 10 апреля 1938 года одновременно с аналогичным референдумом в Германии. На бюллетенях диаметр ячейки «За» аншлюс был почти в два раза больше, чем «Против». Вопрос в бюллетенях был прост: «Согласен ли ты с произошедшим 13 марта 1938 года воссоединением Австрии с Германией и голосуешь ли за список нашего фюрера Адольфа Гитлера?». По официальным результатам 99,73% голосов было подано за слияние с Германией (в Германии - 99,08%) при всеобщей явке 99,71%.
То есть, из 4,484,617 зарегистрированных избирателей пришли 4,471,618 и "за" проголосовало 4,453,912, "против" - 11,929, недействительными были признаны 5,777 бюллетеней. Безоговорочная победа Адольфа Алоизьевича.
Сразу после ВМВ на Западе начались "разоблачения", что "голосование проходило под дулами автоматов СС", "кто голосовал против, те исчезали", "массовые вбросы на участках" и т.п. - ну, все ведь помнят крымский референдум? Что интересно, в 1938 г. западная пресса про это ничего не писала. А что было на самом деле?
После распада Австро-Венгрии в результате ПМВ Австрии пришлось нелегко из-за небольшого размера и потери основных промышленных мощностей и сельскохозяйственных угодий. Поэтому движение за воссоединение с Германией было сильным с обеих сторон, особенно в период непосредственно после ПМВ, однако оно сдерживалось странами-победительницами. В текстах Версальского и Сен-Жерменского договоров (1919) и Женевских протоколов (1922) были статьи, запрещавшие аншлюс. В марте 1931 года правительства Германии и Австрии выступили с предложением о таможенном союзе. Но страны-победительницы воспротивились и этому.
Однако в 1937 году западные державы стали рассматривать аншлюс Австрии не как акт агрессии и ревизию Версальского договора 1919 г., а как шаг по пути «умиротворения» Германии.
В ноябре 1937 года английский министр Галифакс, во время переговоров с Гитлером, дал от имени своего правительства согласие на «приобретение» Австрии Германией.
Чуть позднее, 22 февраля 1938 года, британский премьер Невилл Чемберлен заявил в парламенте, что Австрия не может рассчитывать на защиту Лиги Наций: «Мы не должны обманывать, а тем более не должны обнадёживать малые слабые государства, обещая им защиту со стороны Лиги Наций и соответствующие шаги с нашей стороны, поскольку мы знаем, что ничего подобного нельзя будет предпринять». [ Лимитрофам на заметку. - мое прим. ]
12 февраля 1938 года канцлер Австрии Шушниг был вызван в гитлеровскую резиденцию Берхтесгаден, где под угрозой немедленного военного вторжения был вынужден подписать предъявленный ему ультиматум из трёх пунктов, полностью ставивший страну под контроль Берлина.
Пытаясь перехватить инициативу, 9 марта Шушниг объявил на 13 марта 1938 года, плебисцит по вопросу о независимости Австрии. Единственным вопросом на нём должен был быть: желает ли народ иметь «свободную и немецкую, независимую и социальную, христианскую и собственную Австрию», а бланки — содержать только кружок «да».
Вот такая "демократия". После этого вид гитлеровского бюллетеня (в тизере) выглядит необычайно скромным - там хотя бы есть возможность выбора. При объявлении плебисцита Шушниг пренебрёг предписанными Конституцией совещанием с собственным правительством, в связи с чем Зейсс-Инкварт (лидер австрийских национал-социалистов) и вице-канцлер Гляйзе-Хорстенау объявили канцлеру, что они считают плебисцит противоречащим Конституции.
Гитлер немедленно отреагировал на объявление о плебисците приказом о мобилизации 8-й армии. 10 марта он приказал Зейсс-Инкварту предъявить канцлеру ультиматум и начать мобилизацию сторонников. На следующий день отмены плебисцита и отставки Шушнига в пользу Зейсс-Инкварта в ультимативной форме потребовал Герман Геринг. Ультиматум был передан через находившегося в этот момент в Берлине Гляйзе-Хорстенау.
Во второй половине дня 11 марта Шушниг согласился на отмену плебисцита, а вечером Гитлер добился его согласия на отставку и передачу власти Зейсс-Инкварту. Шушниг объявил о своей отставке по радио и приказал австрийской армии в случае вступления немецких войск в Австрию сопротивления не оказывать.
В ночь с 11 на 12 марта 1938 года германские войска, заранее сосредоточенные на границе в соответствии с планом «Отто», вошли на территорию Австрии.
Австрийцы радостно приветствуют братскую немецкую армию:
Австрийская армия с радостью выполнила приказ и сопротивления не оказывала. В сформированное Зейсс-Инквартом правительство вошли Эрнст Кальтенбруннер в качестве министра безопасности и зять Геринга Гюбер в качестве министра юстиции.
13 марта в 19 часов Гитлер торжественно въехал в Вену в сопровождении шефа Верховного главнокомандования вооружёнными силами Германии Кейтеля. В тот же день был опубликован закон «О воссоединении Австрии с Германской империей», согласно которому Австрия объявлялась «одной из земель Германской империи» и отныне стала называться «Остмарк». Выступая 15 марта в венском дворце Хофбург перед людьми, собравшимися на площади Хельденплац, Зейсс-Инкварт провозгласил Гитлера «протектором короны», а сам Гитлер заявил: «Я объявляю немецкому народу о выполнении самой важной миссии в моей жизни».
"Согнанные под дулами автоматов СС" венцы радостно приветствуют фюрера:
10 апреля в Германии и Австрии состоялся плебисцит об аншлюсе, четко выразивший волю народа Австрии. Наблюдатель Уильям Ширер так характеризовал настроение австрийцев во время плебисцита:
Многие из австрийцев верили, что прочный союз с Германией, даже нацистской, желателен и неизбежен для Австрии, что Австрия <…> не сможет долго существовать сама по себе, что она способна выжить только в составе германского рейха. Кроме приверженцев подобной точки зрения были и ярые нацисты — безработные или имеющие работу, число которых в стране непрерывно росло. Их привлекала возможность поправить своё положение. Многие католики <…> были привлечены широко публиковавшимся заявлением кардинала Иннитцера, в котором он приветствовал приход нацистов в Австрию и призывал голосовать за аншлюс.