1930-е годы были временем испытания новых моделей самолетов, позволявших совершать длительные перелеты с одного континента на другой. Воздушный путь из СССР в США, открытый летом 1937 года через Арктику, Северный полюс, не мог использоваться постоянно из-за неблагоприятных погодных условий. Требовал освоения новый путь — через Северную Атлантику.
28 апреля 1939 года экипаж в составе летчика-испытателя В.К. Коккинаки и штурмана М.Х. Гордиенко рано утром вылетел с аэродрома в Щелково под Москвой и взял курс на северо-запад. Время начала полета было выбрано с тем расчетом, чтобы самолет, двигаясь на запад, шел вслед за солнцем. Это обеспечивало летчикам более комфортные условия перелета из-за дневного времени суток. Маршрут был выбран такой: Московская область — Новгород — Хельсинки — Тронхейм — Исландия — юг Гренландии — Нью-Йорк. Над Северной Европой самолет летел на высоте 5500 метров, но на пути к Гренландии из-за циклона летчики набрали высоту 7000 метров. На последнем этапе пути высота составляла уже 9000 метров, пилотам пришлось надеть кислородные маски. Из-за погодных условий маршрут пришлось изменить, так как все Восточное побережье США было закрыто для посадки самолетов. Экипаж приземлился на следующий день после вылета на канадском острове Мискоу в заливе Святого Лаврентия, пролетев 8000 километров за 22 часа 56 минут со средней скоростью 348 км/ч. Таким образом, менее чем за сутки советские летчики установили мировой рекорд дальности полета.
Самолет ЦКБ-30, на котором был совершен перелет, являлся дальним бомбардировщиком, разработанным в конструкторском бюро под руководством С.В. Ильюшина (ОКБ-39). В 1935 году воздушное судно было испытано В.К. Коккинаки, и уже в следующем году на нем было установлено пять мировых рекордов. Скоро началось серийное производство этих летающих машин, появились новые модификации с более мощными моторами. Самолеты этого типа принимали участие в советско-финской и Великой Отечественной войнах (участвовали в бомбардировках Берлина в 1941 года). Перелет освещался в средствах массовой информации, за ним следили в СССР и за рубежом. 1 мая Коккинаки и Гордиенко приехали в Нью-Йорк, где тогда открылась Всемирная выставка 1939 года. Там же летчики получили поздравительную телеграмму от руководителей советского государства.
Владимир Константинович Коккинаки вписал свое имя в историю мировой авиации, ему принадлежали 22 мировых рекорда. В годы Великой Отечественной войны тестировал новые типы самолетов, в конце 60-х годов занимал пост президента Международной авиационной федерации. Михаил Харитонович Гордиенко стал, как и Коккинаки, генерал-майором авиации, в годы войны был главным штурманом 2-й Воздушной армии. Через два десятилетия после легендарного перелета по маршруту, впервые в мире проложенному советскими летчиками, стали летать пассажирские самолеты. В 1989 году в честь полувекового юбилея перелета Коккинаки и Гордиенко в Советском Союзе был выпущен почтовый конверт, посвященный этому событию.