На войне, особенно в долгом окружении, каннибализм — дело не самое редкое. Когда вопрос стоит: умереть или съесть человечины? — многое выглядит иначе. Однако японцы в конце войны устроили настоящую каннибальскую оргию… И не всегда причиной тому служил смертельный голод.
Как известно, «японцы появились на Земле, когда их с летающей тарелки за странности высадили». Этот островной народ, в котором сплавились гены и традиции множества племён от Сибири до тихоокеанских островов, привык удивлять мир своими необычными и порой пугающими особенностями.
И это всё дополняется традиционной самурайской негуманностью. Доблесть Бусидо даже во времена сугубо междоусобных войн не предполагала человечного отношения к поверженному врагу и мирному населению. Противник рассматривался как законная добыча.
Когда японские армии ворвались на просторы континентальной Азии и Тихого океана, они вырезали миллионы мирных жителей и военнопленных. Причём так, что тошнило даже опытных эсэсовцев. И это даже не рационализировалось, как у нацистов, псевдонаучными концепциями «жизненного пространства» и «окончательного решения». И не сопровождалось попытками спрятать происходящее от лишних глаз. Просто японцы искренне и традиционно полагали всех неяпонцев недочеловеками. А ведь они и своих-то никогда не щадили.
Собственно, за это жителей Японии до сих пор сильно недолюбливают во всей прочей Азии. И такое отношение имеет самые веские причины: ни китайский Нанкин, ни филиппинская Манила, ни Сингапур — никогда ничего не забудут.
Со временем к японским зверствам, массовым изнасилованиям и соревнованиям на скорость отрубания голов пленным добавилось их поедание.
Сортовое человеческое мясо
Впервые массовый характер каннибализм приобрёл во время тяжёлых боёв в джунглях Новой Гвинеи. Где безумная жаркая влажность и без того создавала настоящий ад и для европейцев, и для японцев. А отсутствие дорог и сложности со снабжением усиливали страдания многократно.
Надо отдать должное австралийцам, составлявшим основу союзных сил на острове: они сумели пересилить свой традиционный расизм, отправивший в вечность немало племён австралийских аборигенов, и подружиться с местным папуасским населением. И это принесло свои плоды: папуасы делали всё, чтобы помочь австралийским войскам. Прежде всего — носили по непролазным джунглям ящики и мешки со снабжением и боеприпасами.
Осси за это окрестили их «нашими чёрными ангелами». Без их помощи, скорее всего, столица Папуа — Порт-Морсби — была бы потеряна даже без десанта, сорванного авианосной битвой в Коралловом море.
Впрочем, папуасы помогали далеко не только из-за корректного отношения австралийцев и полезных в племенном хозяйстве европейских плюшек. С севера шли японцы, своим поведением вселившие ужас и отвращение даже в сердца далеко не самых просвещённых папуасских племён.
Которые и сами не особенно брезгуют человечиной и всяческими зверствами. В своё время папуасы приготовили особо изысканное блюдо из одного из Рокфеллеров, а недавно из-за политических разногласий съели несколько кандидатов в депутаты парламента.
Дело в том, что надменные самураи, даже европейцев полагавшие дикарями, к папуасам относились, как к обезьянам. Убивали и ели их без малейшего зазрения совести. Просто потому, что в джунглях было туго со снабжением.
Чем хуже у японцев становилось с припасами, тем больше они ели папуасов. Чем больше японцы ели папуасов, тем больше племён становилось готово оказать любую помощь австралийцам и появившимся позже американцам. Чтобы выкинуть безумных демонов-людоедов во плоти из соплеменных джунглей.
А по мере ухудшения снабжения в походные котлы японских войск всё чаще попадало и европейское мясо. Австралийцы находили трупы сослуживцев не просто со следами зверств, а со срезанными кусками мяса.
Понятно, что любви к японцам это никоим образом не добавляло. И национальный австралийский расизм (выработанный, чтобы без угрызения совести вырезать аборигенов и забирать их земли) в отношении жителей страны восходящего солнца расцвёл яростным цветом.
Впрочем, их трудно в этом упрекнуть после всего, на что они насмотрелись.
Японцы, надо сказать, тоже знали «толк» в расизме. «Свинину» — как они иносказательно называли человечину — японские солдаты делили на «белую» и «чёрную»: европейскую и папуасскую. Белая ценилась больше и считалась более утончённой по вкусу.
Голодные игры каннибалов
К концу войны со снабжением островных гарнизонов у японцев наступил полнейший швах. Они в принципе не сильно в этом смысле заморачивались — настоящий самурай должен превозмогать врага в отчаянной банзай-атаке, размахивая катаной из танка. А не нудно высчитывать количество одеял и мешков с рисом.
С техническими возможностями у них тоже было туго. До самой капитуляции японские силы так и не смогли наладить систему конвоев даже в водах метрополии. Промышленность не справлялась с должным количеством кораблей сопровождения. Да и заморачиваться, опять же, не хотелось. Это же не «банзай».
Ну, а тоскующие от голода гарнизоны — как ранее их коллеги на Новой Гвинее — не стали долго размышлять об источниках пищи. Ведь вокруг столько бессмысленно слоняющихся вкусных и питательных неяпонцев. А в лагерях военнопленных они уже даже собраны в одном месте, не нужно на охоту ходить. Американцы, англичане, австралийцы, индийцы — выбирайте, кхм, на вкус… Сколько именно мирных жителей и военнопленных сожрали до капитуляции японские войска — доподлинно неизвестно до сих пор.
Многие японские офицеры не только не препятствовали каннибализму, но и активно участвовали. Так сказать, для поднятия самурайского боевого духа на невиданную высоту.
Там, где с военнопленными было туго, императорская армия и морская пехота создавали «охотничьи отряды», которые выслеживали и «добывали» двуногую «дичь». Там, где военнопленные были, судьба их была печальной. Мало того, что их попросту переставали кормить, каждый день кого-то поупитаннее забирали. А потом до их ещё живых товарищей по несчастью доносился запах варёного или жареного мяса.
Целебные свойства печени американских лётчиков
Осенью 1944 года самураи сбили и чуть не съели Джорджа Буша-старшего — будущего президента США, служившего лётчиком. Его вместе с другим пилотом спасли подводники.
А вот восьмерым другим американским «летунам», совершавшим налёты на остров Титидзима, повезло меньше: их японцы схватили. После избиений и пыток по приказу генерал-лейтенанта Ёсио Татибана им всем срубили головы мечами. После чего — то ли четверым, то ли пятерым — вырезали печени. Питательный субпродукт затем скушали генерал-гурман и его офицеры. Вроде бы даже в сыром виде.
Некоторые источники пишут: это был традиционный самурайский ритуал «кимотори» — съедание печени поверженного врага для обретения его мужества. Судя по всему, эту «традицию» придумали… советские пропагандисты.
К тому же американцы в годы войны старательно перерывали всю японскую культуру в поисках её самых отвратительных особенностей. И никакого «кимотори» применительно к поеданию их собственных морпехов и пилотов слыхом не слыхивали.
Впрочем, традиция про печень — только несколько иная — у японцев действительно была. Как известно, остроту особо дорогих катан было принято проверять на приговорённых к смерти преступниках. Которых фиксировали в специальном приспособлении и рассекали наискосок от плеча до печени. Особо мрачные шутники перед казнью наедались камней и посмертно портили бесценные клинки.
В связи с этим милым обычаем — и под влиянием традиционной китайской медицины — возникло мнение, что снадобья, изготовленные из печени казнённого таким образом преступника, помогают ну вообще решительно от всего. А также самым суровым образом содействуют повышению мужских возможностей.
Скорее всего, сочинили эту «продающую кулстори» потомственные мастера меча (и по совместительству палачи) рода Ямада. В качестве особой милости почтенное семейство получило право на эксклюзивную торговлю печенью казнённых преступников и снадобьями из оной. После чего печень резко стала до крайности полезной для здоровья. Видимо, именно из этих соображений генерал Ёсио и заинтересовался органами пленных сослуживцев Джорджа Буша.
И ведь до крайностей голода во многих местах японские войска дойти не успели. Ещё было, что найти в природе или забрать у местных жителей.
А когда дело становилось действительно швах, они доходили и до поедания своих убитых сослуживцев. Но такие случаи были редки. В отличие от сознательного каннибализма в отношении пленных и мирных жителей.
После войны десятки японских офицеров и генералов предстали перед трибуналами. Включая генерала Ёсио и его офицеров. Поскольку международное военное право не предполагало работы со случаями сознательного каннибализма вне вынужденных условий крайнего голода, судили их за убийство военнопленных и местных жителей. А также за «препятствование достойному захоронению».
Большинство из представших перед судом отправили сплясать с пеньковой тётушкой. И совершенно правильно сделали.
Алексей Костенков