Идея финального парада, символизирующего Победу, возникла в мае 1945 года. По приказу Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина Генеральный штаб занимался подготовкой парада и разработкой церемонии. Уточнялся состав участников, определялась форма одежды. Предстояло на фронтах сформировать сводные полки, доставить их в столицу, разместить и пошить для них более десяти тысяч комплектов парадного обмундирования. Необходимо было провести тренировки, ведь строевой подготовкой на фронте занимались куда меньше, чем тактикой; многим фронтовикам за четыре долгих года войны ни разу не приходилось держать равнение в строю.
Генералы считали, что на все это потребуется не менее двух месяцев. Однако 24 мая 1945 года, когда в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялся прием в честь командующих войсками Красной армии, Сталин распорядился ускорить подготовку. Как вспоминал генерал Сергей Матвеевич Штеменко, начальник оперативного управления Генштаба в годы войны, Верховный главнокомандующий в тот день сказал следующие слова: «Парад провести ровно через месяц — двадцать четвертого июня... Потрудитесь управиться в указанное время».
Начавшийся на Красной площади в 10 часов утра парад принимал маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, командовал парадом маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский. Кульминацией стала церемония низвержения нацистских штандартов и знамен к подножию Мавзолея.
Первым, открывая парад, по Красной площади прошел сводный полк юных барабанщиков из суворовских училищ Москвы. Следом парадным маршем, чеканя шаг, двинулись сводные полки фронтов. Шли в порядке их расположения на театре военных действий — с севера на юг: сводные полки лучших представителей Карельского, Ленинградского, 1-го Прибалтийского, 3-го, 2-го и 1-го Белорусских, 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Украинских фронтов, за ними шел сводный полк Военно-морского флота.
В составе сводного полка 1-го Белорусского фронта особой колонной прошли представители Войска Польского. Впереди сводных полков шли командующие фронтами и армиями, Герои Советского Союза несли знамена прославленных частей и соединений. Для каждого сводного полка оркестр исполнял особый марш.
В каждом полку, включая командный состав, насчитывалось свыше тысячи человек. Они были укомплектованы рядовыми, сержантами и офицерами различных родов войск, особо отличившимися в боях и имевшими многочисленные боевые ордена. Знаменосцы с ассистентами несли по 36 боевых флагов наиболее отличившихся в боях соединений и частей каждого фронта.
Сводный полк ВМФ состоял из представителей Северного, Балтийского и Черноморского флотов, Днепровской и Дунайской флотилий. Этот полк возглавлял вице-адмирал Владимир Георгиевич Фадеев. В начале войны именно он сумел обезвредить новейшие магнитные мины, которыми гитлеровцы пытались заблокировать гавань Севастополя.
Марш сводных полков завершала колонна солдат, несших 200 опущенных знамен и штандартов разгромленных немецких войск. Под гулкую дробь барабанов эти символические трофеи были брошены к подножию Мавзолея Ленина. Первым среди низверженных символов Третьего рейха упал штандарт батальона СС личной охраны Гитлера. Его бросил наземь 26-летний старший сержант Федор Антонович Легкошкур, прошедший всю войну, дважды раненый и отличившийся в боях 1943 года за Кубань, когда при штурме вражеской высоты из его взвода в живых остались лишь шесть человек.
Во время репетиций парада сержант Легкошкур отказывался нести личный штандарт Гитлера: «И в руки не возьму!» Даже ходил с рапортом к командиру, чтобы избежать «такого позора». Но приказ пришлось исполнять. Позднее Федор Легкошкур вспоминал: «Штандарт Гитлера, который я нес, — тяжёлый. Он же из литья, древка-то почти нет. Надежно, надолго было сделано… А когда подошли к Мавзолею, я этот штандарт высоко поднял и с силой бросил оземь, чтобы разлетелся вдребезги. А вот в Музее Советской армии, когда был, увидел: цел он, этот проклятый штандарт. И напоминает о том, что было… Хочу, чтобы никогда подобное не повторилось, чтобы становилась могущественней и краше наша страна».
После символического низвержения вражеских знамен Парад Победы продолжился — вслед за сводными полками всех фронтов торжественным маршем прошли части Московского гарнизона: сводный полк Наркомата обороны, военные и суворовские училища, сводная конная бригада, артиллерийские, механизированные, воздушно-десантные и танковые части и подразделения столичного гарнизона.
Всего в том знаменитом параде 24 июня 1945 года участвовали около 40 тысяч солдат и офицеров, в том числе сводный военный оркестр из 1400 музыкантов.
Об этом самом знаменитом параде знают все. Но куда менее известно, что парад 24 июня 1945 года открыл целую серию победных парадов. Так, 19 августа 1945 года, в день открытия памятника советским воинам-освободителям в Вене тоже был проведен Парад Победы. Он проходил с участием союзнических войск, которые специально прибыли для этого из других районов Австрии.
7 сентября 1945 года в Берлине в 11 часов утра по местному времени состоялся итоговый победный парад союзнических войск. В нем приняли участие советские части, штурмовавшие Берлин, а также американские, английские и французские войска, которые в соответствии с международными соглашениями прибыли для несения оккупационной службы в отведенной им западной части Берлина. Этим парадом, как и парадом в Москве, командовал маршал Георгий Жуков.
Берлинский Парад Победы открыли пешие колонны из 9-го стрелкового корпуса 5-й советской ударной армии, за ними шли солдаты из 2-й французской пехотной дивизии, 131-я английская пехотная бригада и тысяча парашютистов из 82-й американской воздушно-десантной дивизии. После короткого перерыва на площадь выехала механизированная колонна, в составе которой находились новейшие советские тяжелые танки ИС-3, не имевшие тогда аналогов в мире.
Таким образом, этот парад стал не только символом Победы, но и продемонстрировал мощь нашей страны бывшим союзникам по антигитлеровской коалиции.