Азов, расположенный всего в 15 км от устья Дона, занимал важное стратегическое положение. Крепость была «ключом» к Азовскому морю и Северному Причерноморью. Поэтому, начиная с XVII века, за нее развернулась ожесточенная борьба между Россией и Османской империей. В 1637 году Азов при поддержке запорожцев захватили донские казаки. Они удерживали город до 1642 года, после чего он снова достался туркам. В 1695 году крепость пытался взять Петр I, но это получилось у него только со второго раза, в 1696-м. До 1711 года город находился в составе русских владений, но после неудачного Прутского похода снова перешел под власть султана.
В 1735 году началась новая Русско-турецкая война, одной из главных целей которой было возвращение Азова. Общее командование военными действиями против Османской империи возложили на генерал-фельдмаршала Бурхарда (или, как его называли по-русски, Христофора Антоновича) Миниха. Для завоевания Азова специально снарядили Донскую армию, которой была придана мощная артиллерия — 380 орудий, а также инженерная рота в составе более 200 человек. В начале марта 1736 года, как только Дон и Северский Донец освободились ото льда, приданная армии Миниха флотилия начала перевозку артиллерии и других военных грузов под Азов. 30 (19 по ст. ст.) марта русские войска подошли к Азову и приступили к обустройству лагеря.
Русская армия под Азовом насчитывала восемь с половиной тысяч человек регулярных войск и три с лишним тысячи казаков и калмыков, турецкий гарнизон — около шести тысяч человек.
К концу марта было взято несколько турецких укреплений поблизости от Азова, начался регулярный артобстрел самой крепости. В начале мая командование осадой было передано талантливому военачальнику, специально для этой цели вызванному из русской армии в Австрии, — фельдмаршалу Петру Петровичу Ласси. Он был выходцем из Ирландии, состоял на русской службе с 1700 года и успел зарекомендовать себя во многих крупных военных кампаниях начала XVIII века: участвовал в Полтавской битве, Прутском походе, воевал в Польше и Германии.
Прибыв под Азов, Ласси обнаружил, что осадная артиллерия все еще не выгружена на берег. Вскоре по его приказу осадные орудия выгрузили и установили на позициях. Начался непрерывный массированный обстрел крепости. В бомбардировке со стороны Дона принимали участие девять «прамов» — плоскодонных кораблей, использовавшихся в качестве плавучих батарей. Одновременно русская галерная флотилия перекрыла устье Дона, не позволяя турецким кораблям подойти к Азову.
19 (8 по ст. ст.) июня одно из ядер, летевших в Азов, попало в пороховой склад, что привело к взрыву и колоссальным разрушениям. В городе было уничтожено несколько мечетей и около ста домов. Через десять дней, когда русские траншеи почти вплотную подошли к городу, фельдмаршал Ласси назначил штурм передовых укреплений. Атака, поддержанная артиллерийским огнем, началась в полночь. Турки, хотя и пытались сдержать натиск русских войск, вынуждены были отступить. После ночной атаки командующий гарнизоном Мастафа-Ага решил сложить оружие и 30 (19 по ст. ст.) июня начал переговоры о сдаче.
Капитуляция была принята на условиях перехода Азова во владения русского государства. Турецкие военные могли выйти из города только с личным оружием, вся артиллерия доставалась победителям. В качестве трофеев в городе было взято почти 200 пушек и множество боеприпасов.
По условиям Белградского мира, завершившего в 1739 году эту войну, Турция признала переход Азова к России, но в крепости, как находящейся на буферной территории, надо было уничтожить все укрепления; кроме того, в ней не должно было быть гарнизона. Эти условия были сняты, когда Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1775 года закрепил Азов за Россией.