Император, Игорь Сикорский и военные летчики перед «Русским Витязем». Фото: defendingrussia.ru
Родоначальник тяжелой авиации, самолет «Русский витязь» для своего времени был поистине гигантом. Проектируя его, выдающийся инженер Игорь Сикорский старался справиться с проблемой, которая другим конструкторам казалась фатальной: бензиновые двигатели не позволяли сооружать летательные аппараты весом свыше 500 кг. Сикорский попытался нарастить подъемную силу за счет радикального увеличения количества моторов: вместо одного он решил использовать целых четыре. Причем каждый из них обладал мощностью в 100 лошадиных сил.
Как и предыдущие аппараты конструкции Сикорского, этот биплан строился на петербургском Русско-Балтийском вагонном заводе, где инженер служил главным конструктором авиационного отдела. Этим, в частности, объясняется четырехугольная форма салона — его делали по имеющимся на заводе лекалам вагонов. На скоростях, которые развивали самолеты в то время, обтекаемой формы салона и не требовалось.
С самого начала в успех затеи мало кто верил, маститые европейские инженеры иронизировали над самонадеянностью Сикорского. Аппарат длиной 20 метров и весом в три с половиной тонны казался воздушным Левиафаном, небывалым чудовищем, которое так и останется на земле. Энтузиасты работали над изготовлением деталей по 14 часов в сутки, и к февралю 1913 года аппарат был готов. 10 мая самолет совершил свой первый полет. Но даже после того, как российские газеты написали о его успешном приземлении, за границей это сообщение считали грандиозной мистификацией.
Конструктор, выбиравший из названий «Гранд» и «Большой Балтийский», после триумфального полета дал своему детищу имя «Русский витязь». Отметим, что самолет с самого начала проектировался в военных целях — он мог вести разведку с воздуха и был оснащен пулеметом. В целом же биплан мог везти на себе груз в две с лишним тонны. При такой грузоподъемности он сохранял высокую маневренность, оставаясь управляемым при всех вариантах центровок. Пилотам удавалось осуществлять на нем самые крутые виражи. И даже «краш-тест» — запланированное отключение двух двигателей — не приводил к катастрофе: самолет мог лететь по прямой.
5 августа 1913 года самолет совершил демонстрационный полет над Петербургом. Значение «Русского витязя» оценил император Николай II, к которому Сикорский прилетел в Красное Село. Николай лично поднялся на борт и имел беседу с конструктором. Монарх преподнес Сикорскому памятный подарок — золотые часы с двуглавым орлом. Возвращаясь в Петербург, Сикорский угодил в полосу ливня. Лететь приходилось «на ощупь» — вода полностью заливала стекла кабины. Несмотря на это, пилоту удалось благополучно совершить «слепую» посадку.
Всего «Русский витязь» совершил 53 полета, причем во время одного из них был установлен новый мировой рекорд по числу пассажиров: в течение почти двух часов он возил семерых. В наши дни рекорд может вызвать усмешку, но для того времени это было небывалое, выходящее за рамки воображения событие. Аэроплану прочили большое будущее, но, увы, его погубил нелепый случай. 11 сентября того же года самолет стоял у ангара, над которым парили аппараты, принимавшие участие в третьем конкурсе военных самолетов. Когда один из аэропланов — «Меллер-2» — пролетал над «Русским витязем», у него отвалился двигатель, рухнувший прямо на крыло «Витязя». Прочностью аппараты того времени не отличались — от удара раскололся весь корпус созданного Сикорским гиганта. Инженер принял решение не восстанавливать самолет — это было бы слишком дорого, а строить новые аппараты. Впрочем, короткой жизни «Витязя» оказалось вполне достаточно для того, чтобы самолет вошел в историю.