Западные мыслители убеждают, что глобализация принесёт человечеству равенство и свободу. В этом, дескать, и есть её главная цель. Но на самом деле всё обстоит ровно наоборот.
Футурологи прогнозируют, что в будущем общество расколется на касты. И ничем хорошим это не закончится.
Человек сам не знает, кто он есть, но зато он прекрасно чувствует свои потребности. Еда, власть, секс — главные двигатели цивилизации. Ради удовлетворения этих потребностей, если задуматься, человек ходит на работу и получает зарплату. Теперь же всё движется к тому, что в ближайшие 20 лет большинство людей работу потеряют, а вместе с нею многие потеряют и стимулы жизни.
Об этом говорит и Юваль Ной Харари, историк из Израиля, автор мировых бестселлеров «Sapiens: Краткая история человечества» и «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня». Харари напоминает читателям, что люди были неравны всегда. Частная собственность усилила это неравенство. Однако потом государства всё же стали заботиться о «простых людях». Правда, с корыстными целями: правителям были нужны армии здоровых солдат, а индустриальным экономикам — массовый труд и занятость. Поэтому государства вкладывали деньги в свои системы здравоохранения, образования и социальной поддержки.
Однако сейчас на дворе постиндустриальная эра. На вооружении всех армий появились роботы и дроны, которые управляются небольшими группами профессиональных военных, а на заводских конвейерах трудятся умные машины. Спрашивается: что властям и сильным мира сего отныне делать с народными массами?
«На протяжении истории понимание работы неоднократно менялось, — говорит Юваль Ной Харари. — В течение довольно большого периода люди вообще не работали, они выживали, то есть сама идея: я встаю и к 8.00 еду на работу, где нахожусь до 17.00, — это современное понятие. Тревожность
Массовая потеря рабочих мест приведёт к тому, что к середине столетия в обществе сформируется бесполезный класс. Его уже так и называют. В него войдут не только безработные, но и все те, кто в принципе не сможет устроиться на доступную работу.
«В ХХI в. неравенство в обществе достигнет исторического максимума», — пишет историк. Неравенство это будет не только социальное, но и биологическое.
В биологии сейчас происходят революционные изменения. В нейронауки вбухиваются огромные деньги. Появляются гуру биохакинга — методов улучшения возможностей человеческого тела и ума.
Биоинженеры теперь умеют выращивать новые органы и обновлять старые, вмешиваться в организм на генетическом уровне
Что же нужно для того, чтобы войти в число счастливчиков? Ответ очевиден: деньги, и немалые. То есть небольшая группа, мировая элита, сможет «прокачивать» тело и мозг, а массы простых людей будут этого лишены. «В результате человечество расколется на биологические касты — сверхлюдей и бесполезный класс, — прогнозирует Харари. — К 2100 г. богатые действительно могут стать талантливее и умнее бедняков. Как только возникнет этот разрыв, уже ничего нельзя будет изменить. Это будет величайшая революция в истории не просто человечества, а всего живого на Земле. Если этот вопрос не отрегулировать, крошечная группа людей получит доступ к технологиям и будет определять будущее жизни на Земле».
Харари пытается нас утешить. Возможно, предполагает он, некоторые страны, где укоренены гуманистические идеалы, продолжат поддерживать народные массы. Скажем, будут выплачивать каждому представителю бесполезного класса так называемый безусловный основной доход (БОД) — определённую сумму денег, которая позволит сводить концы с концами. Есть и другие идеи. По мнению израильского историка, многие люди в будущем предпочтут жить в виртуальной реальности. К примеру, играть в компьютерные игры. Того же мнения, кстати, придерживается и Билл Гейтс.
Если ознакомиться с некоторой статистикой, эти предсказания не выглядят фантастикой. По данным американских экономистов, количество свободного времени у низкоквалифицированных рабочих за последние 15 лет увеличилось на 4 часа в неделю и 3 часа из этих четырёх они тратят на видеоигры.
Юваль Ной Харари считает, что к 2050 г. люди будут исследовать новые игровые сценарии и проводить всё свободное время в виртуальных вселенных. Не исключено, что игрок в видеоигры станет официальной профессией. Другой востребованной специальностью окажется дизайнер виртуальных миров.
Так или иначе двум кастам людей — элите и бесполезному классу — придётся