Подвиг русской «дружины героев» в битве под Шёнграбеном

_________________


К. Буйницкий «Шенграбенское сражение», 1899


 

16 ноября 1805 года состоялось сражение между русским корпусом Багратиона и французским корпусом Мюрата

Включение России в 1805 году в антинаполеоновскую коалицию, в которую кроме нашей страны вошли Австрия, Великобритания, Швеция и Неаполитанское королевство, и выступление русской армии на соединение с австрийской окончательно вынудили Наполеона отложить план по завоеванию Англии.

«Если я через 15 дней не буду в Лондоне, то я должен быть в середине ноября в Вене», - Наполеон был готов обрушить всю свою мощь на монархию Габсбургов.

Совершив стремительный марш-бросок, армия корсиканца окружила австрийскую армию близ Ульма и вынудила ее к капитуляции. Соответственно, соединения русской армии с австрийской не последовало. 50-тысячная армия Кутузова, который был убежден, что в одиночестве французов не одолеть, избегала генерального сражения со 180-тысячной армией Наполеона. Кутузов отходил на соединение с Волынской армией генерала Федора Буксгевдена, двигавшейся из Брест-Литовска.

Опытному Кутузову удалось переиграть умнейшего противника и предотвратить окружение русской армии у Кремсса 11 ноября 1805 года. Победа в сражении у Кремсса дала кратковременную передышку, но отступление было неизбежным.

Осень была «глубокая, переходы тяжелые, и почти нельзя было сомневаться, что мы потеряем большую часть артиллерии и тягостей», – отмечал участник кампании подполковник Алексей Ермолов. Чтобы задержать превосходящие силы противника и дать возможность основной части русской армии отступить, Кутузов отправил к городу Холлабрунн 7-тысячный отряд под командованием генерал-майора Петра Ивановича Багратиона.

Покам Киевскому и Малороссийскому гренадерским, Подольскому и Азовскому мушкетерским, 6-му Егерскому,  Черниговскому драгунскому, Павлоградскому гусарскому, двум донским казачьим и легкой артиллерийской роте из 4-го артполка и австрийскому гусарскому полку под командованием графа Ностица предстояло задержать противника, имевшего шестикратное численное превосходство.

Кутузов поставил перед Багратионом задачу – задержать противника любой ценой. Армию можно было спасти, лишь пожертвовав ее частью, т.е. корпусом Багратиона. На прощание Михаил Илларионович благословил Багратиона и русских солдат, «подвиг им предстоял крестный».

3 (15) ноября 1805 года русские заняли позиции в пяти километрах севернее города Холлабрюнна, у деревень Шёнграбен и Грунд. Наткнувшись на посты русских и австрийцев, Мюрат решил, что перед ним вся армия Кутузова и не перешел к активным действиям.


 

Вместо этого он стал оттягивать время для подхода основных сил французов, чем незамедлительно воспользовался Кутузов. Он отправил к Мюрату для ведения переговоров генерал-адъютанта Фердинанда Винценгероде, переговоры позволили русской армии совершить два марша и отойти к Погорлицу.

Если российский император одобрил такой дипломатический маневр Кутузова, который был затеян, чтобы «выиграть время к снисканию средств для спасения армии», то Наполеон был взбешен глупостью Мюрата и подписанной бумажкой о перемирии. Впрочем, в это время Мюрату удалось дезинформировать австрийского военначальника Ностица, будто австрийский император Франц вышел из коалиции и заключил с Наполеоном союз. Ностиц оторвался от Багратиона и русские остались без поддержки австрийского гусарского полка.

Мюрат, получив строгий выговор от главнокомандующего, приказал атаковать позиции русских. Французы выступили около пяти часов вечера, сражалась в основном пехота, т.к. конница из-за болотистой местности не могла участвовать в сражении. Сначала русские задержали противника тем, что подожгли Шёнграбен, двигаться среди горящих домов было невозможно, могли взоваться патронные ящики.

От Шёнграбена русские отступили к деревне Грунд, на улицах которого уже в темноте завязалась рукопашная. При отступлении солдаты пускали в ход не только штыки, но и шли на хитрость, командиры, владеющие французским, кричали неприятелю: «Вы стреляеете по своим, мы французы!», темнота не давала возможности французам проверить. К 11 часам ночи отряд Багратиона оторвался от преследования.

На поле битвы у Шёнграбена осталось лежать от двух до трех тысяч русских солдат и офицеров (по другим данным погибло прилизительно по 1200 человек с каждой стороны. Примерно 1,5 тыс. русских попало в плен..Прим.RUSFACT.RU). Багратиону удалось сохранить большую часть своего корпуса и вдобавок захватить в плен 50 французов и одно знамя.

Благодаря отваге русских солдат, а также хитрости Кутузова, сумевшего обвести Мюрата, основные силы русской армии сумели отойти в безопасное место.

Ермолов отмечал, что «сверх чаяния дело кончилось гораздо счастливее, нежели можно было ожидать, и князь Багратион прославился...». Приход отряда Багратиона, который стали называть «дружиной героев», был встречен с восторгом:

«Армия наша ликовала соединению с нею князя Багратиона благодарственным молебном как победе».

Петр Иванович по представлению Кутузова был произведен в генерал-лейтенанты и получил высший для военных орден Святого Георгия 2-й степени.



Георгиевское знамя Киевского гренадерского полка образца 1806 г


.В честь сражения у Шёнграбена были учреждены Георгиевские штандарты, первыми их получили полки-участники битвы. Надпись на знамени гласила: «За подвиги при Шенграбене 4 ноября 1805 года в сражении 5 тыс. корпуса с неприятелем, состоящим из 30 тыс».

В честь этой победы была сложена песня, которую русские воины распевали на всех последующих войнах:

Когда войска Наполеона
Пришли из западных сторон,
Был арьергард Багратиона
Судьбой на гибель обречен.
Бой закипел и продолжался
Все горячей и горячей.
Людскою кровью напитался,
Краснел шенграбенский ручей.
 Так свято ж помните об этом
На предстоящем нам пути.
И будет пусть у вас заветом:
Всегда пять против тридцати!


Кирилл Брагин

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 122).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА