Генерал-аншеф Виллим Фермор на портрете Алексея Антропова
В крупнейшем общеевропейском конфликте XVIII века, Семилетней войне, Россия принимала самое активное участие. Россия вступила в войну, чтобы не допустить усиления Пруссии, которая отобрала у Австрии Силезию и графство Глац, и воспринималась Россией как угроза ее западным границам.
Был заключен союзный договор с Австрией, по которому две страны обязывались вести войну против прусского короля Фридриха II, вернуть Австрии Силезию и Глац, к России присоединить Королевскую Пруссию, с целью предложить ее Польше в обмен на Курляндию и Семигалию (ныне территории западной Латвии).
Главным объектом русских был Кёнигсберг, к нему русская армия, общая численность которой доходила до 100 тысяч человек, направилась после взятия Мемеля (Клайпеды), масштабной битвы при Гросс-Егерсдорфе и вынужденного перерыва.
Главнокомандующий Степан Апраксин по ряду причин не сумел закрепить и развить полученные результаты, за что был отстранен от командования. Боевые действия в Пруссии были продолжены уже при новом главнокомандующем генерал-аншефе Виллиме Ферморе, он был шотландцем по происхождению.
31 декабря (старого стиля) 1757 года русская армия начала наступление и уже 11 января 1758 года без боя заняла Кёнигсберг. Градоначальники решили не подвергать жизнь горожан опасности, а строения разрушению, и добровольно перейти в российское подданство.
Фермору был устроен торжественный прием, русских встречали колокольным звоном, игрой в трубы и литавры. Правительство города просило победителей соблюдать хорошую дисциплину, что и было исполнено. Русские войска в заграничных походах всегда отличались высокой дисциплиной.
12 (23) января 1758 года горожане были приведены к присяге российской императрице Елизавете Петровне, которую горожане стали называть «кайзерин Елизавет». Сначала присягало высшие чиновники, затем – профессура и преподавательский состав местного университета (среди них знаменитый философ Иммануил Кант) и рядовые чиновники.
Манифест и последующие указы императрицы даровали горожанам свободу вероисповедания и торговли, и содержали приглашение поступать на службу в русскую армию и администрацию.
Главная цель войны с Пруссией была достигнута, по словам историка Антона Керсновского, «мы приобретали ценную базу для дальнейших операций и, собственно говоря, достигли поставленной нами цели войны».
На Кёнигсбергском монетном дворе была начата чеканка российской монеты с надписанием «Elisabeth rex Prussiae», что указывает на полноценное вхождение этих земель в состав Российской империи.
Однако, нахождение Восточной Пруссии в составе России было недолгим.
После смерти императрицы Елизаветы Петровны на престол взошел пруссофил Петр III, который вернул Фридриху II завоеванные территории.
В этом городе русские побывают еще раз в 1813 году, во время заграничного похода, и в 1945 году, после чего город и северная часть Восточной Пруссии навсегда войдет в состав России.