Антарктида могла стать частью Российской империи

_________________


 


Православная церковь Троицы в Антарктиде. Российская антарктическая станция "Беллинсгаузен" Фото: Lisa Strachan / shutterstock.com


В следующем году исполняется 200 лет со дня открытия Антарктиды российскими военными моряками под командованием капитана 2-го ранга Фаддея Беллинсгаузена и лейтенанта Михаила Лазарева. Матросы и офицеры шлюпов «Восток» и «Мирный», находясь в морском походе 751 день, пройдя 57 тысяч миль и не потеряв ни одного человека, открыли 29 новых островов и один материк – Антарктиду.

Одним из инициаторов экспедиции в Южный Ледовитый океан был Иван Крузенштерн. 31 марта 1819 года прославленный русский мореплаватель, командир Первой русской кругосветки направил письмо в адрес Морского министра России с предложением совершить дальний поход в Южный Ледовитый океан, которое завершил такими словами: «Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас, она в продолжение краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам».

Состав Первой русской экспедиции в Южный Ледовитый океан формировался на невской земле – на Охтинской верфи был построен шлюп «Восток», а в Лодейном Поле – «Мирный». Сейчас с трудом верится, что сложнейший трансокеанский поход совершили два парусника длиной до сорока метров (это меньше современного ракетного катера), вооруженные двумя десятками пушек, способные двигаться со скоростью до десяти узлов. 4 июля 1819 года шлюпы «Восток» и «Мирный» Первой русской экспедиции под командованием капитана 2-го ранга Беллинсгаузена вышли из Кронштадта и, обогнув Европу, взяли курс на юг.

В район начала научных исследований, острова Южная Георгия и открытых Куком Южных Сандвичевых, корабли прибыли 29 декабря. Здесь экспедицию ожидало первое открытие: территории, которые Джеймс Кук почитал мысами, на самом деле – отдельные острова. Надо отдать должное исключительному такту и порядочности наших моряков – они сохранили за только что открытыми землями наименования, которые Кук дал мысам и всему архипелагу.

Далее согласно инструкции Морского министра Ивана Ивановича де-Траверсе Беллинсгаузену надлежало «спуститься к югу и продолжать свои изыскания до отдаленнейшей широты, какой только он может достигнуть, употребить всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколько можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли, и не оставить сего предприятия иначе, как при непреодолимых препятствиях». Исходя из поставленной задачи русская экспедиция с января по март 1820 года (за лето в Южном полушарии) пять раз пересекала Южный полярный круг, стремясь пройти как можно дальше на юг и описать берега неизвестных земель, покрытых материковыми льдами.

28 января шлюпы «Восток» и «Мирный» на 69°22' южной широты и 2°15' западной долготы приблизились к покрытым «бугристыми и матерыми» льдами берегам, но подойти к ним было невозможно. Русские моряки добросовестно отметили все признаки земли, но ничего больше утверждать не стали. Ведь даже человек, который прошел бы пешком по этому берегу, и тот мог усомниться – земля ли это или льды, ее покрывающие. Чтобы впредь не возникало сомнений, участники экспедиции обошли вокруг всей южной оконечности планеты, открыли и нанесли на карту десятки новых островов, собрали уникальные естественно-научные и этнографические коллекции, которые сейчас хранятся в Казанском университете, и даже сделали превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.

Немецкий географ и картограф Август Петерман в 1867 году написал: «Имя Беллинсгаузена можно прямо поставить наряду с именами Колумба и Магеллана, с именами тех людей, которые не отступали перед трудностями и воображаемыми невозможностями, созданными их предшественниками, с именами людей, которые шли своим самостоятельным путем и потому были разрушителями преград к открытиям, которыми обозначаются эпохи». А в летопись великих открытий вошла новая дата – 28 января (16 января по старому стилю) – день, когда русские мореплаватели зафиксировали наличие шестого материка на земном шаре, который спустя годы был назван Антарктидой. Первый иностранный мореплаватель – британец Эдвард Брансфил Антарктиду увидел всего двумя днями позже Беллинсгаузена – 30 января 1820 года. Так что в этом плане нашим морякам сопутствовала удача.

24 июля 1821 года шлюпы «Восток» и «Мирный» встали на якорь на Малом Кронштадтском рейде, откуда они более двух лет назад отправились в славный и опасный путь, и исследователи доложили о результатах Первой русской экспедиции в Южный Ледовитый океан.

Теперь, почти два века спустя настало время закрепить дату открытия Антарктиды не просто в международных морских документах, а в числе официальных памятных дат России. Не сомневаюсь, что Законодательные собрания Петербурга и Ленинградской области поддержат обращение почетных граждан наших регионов и направят в Государственную думу законодательную инициативу о введении новой памятной даты «28 января – День открытия Антарктиды российскими военными моряками под командованием капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М. П. Лазарева» с внесением поправки в федеральный закон от 13.03.1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». Это особенно важно именно сейчас, когда Запад под давлением США стремится всячески принизить роль нашей страны.

К примеру, совсем недавно Россия в полном соответствии с международным морским правом подала в ООН заявку на признание за нашей Родиной территорий Арктической шельфовой зоны, основанную на исследованиях отечественных ученых.

Однако многими государствами, в том числе и неарктическими, наши справедливые требования безосновательно оспариваются. Сложившаяся ситуация сильно напоминает события 1948–1949 годов, когда в августе 1948-го Госдепартамент США известил о том, что им начаты неофициальные переговоры с Англией, Францией, Норвегией, Аргентиной и Чили о возможности установления некоей «формы интернационализации» и якобы международного управления Антарктидой. Это предложение Соединенных Штатов хотя и не имело успеха, показывает, что его авторы пытались разрешить вопрос о режиме Антарктики, игнорируя бесспорные права Советского Союза.

10 февраля 1949 года президент Географического общества Союза ССР академик Лев Берг сделал на общем собрании доклад «Русские открытия в Антарктике». Географическое общество СССР возглавило движение, выступившее за бесспорное право Советского Союза на участие в решении вопросов Антарктики, которое констатировало выдающуюся роль русских исследователей экспедиции Беллинсгаузена – Лазарева в открытии ледового материка.

На сегодня международными правовыми нормами, имеющими отношение к Антарктике, закреплен баланс геополитического равновесия в этом огромном регионе планеты, заявленные территориальные претензии заморожены. Однако очевидно, что в скором будущем вопрос о целостности Антарктиды, разработке ее сырьевых ресурсов вновь будет поднят.

В этой связи предложение о новой памятной дате более чем актуально.

На протяжении последних лет принимаются беспрецедентные попытки переписать историю России, ее побед и свершений, скорректировать страницы истории. Наши географические открытия замалчиваются или оспариваются. Именно об этом 27 апреля 2018 года говорил председатель Попечительского совета Русского географического общества Владимир Путин.

28 января не только дань памяти подвигу участников экспедиции Беллинсгаузена – Лазарева, но и закрепление на века в российском законодательстве того, что наши военные моряки были первопроходцами последнего континента периода Великих географических открытий – Антарктиды.

Павел Лабутин

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 12).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА